Проблемы конверсии – это показатель низкого уровня качества производственной среды. Что делать? (Продолжение)

Проблемы конверсии – это показатель низкого уровня качества производственной среды. Что делать? (Продолжение)К экономизации системы

Специалистами ИНП РАН разработана методология организации экономических измерений технологических способов, реакций и т.д.

Суть в следующем: выразив условный технологический способ или цепочку взаимосвязанных способов в виде векторного технологического маршрута — получаем детальные материальные потоки. Подставляя цену ресурсов, получаем возможность экономически оценить процесс. С этой целью используем специально разработанную таблицу ресурсов и использования (ТРиИ) международного формата системы национальных счетов (СНС).

Важно, что такая информация по расчетной себестоимости и распределения доходов будет автоматически генерироваться по каждому процессу, цепочке процессов, следовательно, по каждому виду продукции.

Далее, имея значение добавленной стоимости и физические показатели продукции, открывается возможность введения экономических показателей: а) потенциальной эффективности технологической схемы (ПЭТС); б) производительности добавленной стоимости технологической схемы (ПДС ТС); в) коэффициента использования вещества (КИВ) и т.д.

Таким образом, приняв за вес вектора генерируемого технологического маршрута значение показателя (например, ПЭТС), мы можем в автоматическом режиме выбрать наиболее эффективный для конкретной ситуации и времени технологический способ, цепочку технологических способов – технологический маршрут.

К архитектуре системы (с точки зрения защиты информации)

С теоретической точки зрения модели организации производства и у ОПК, и в гражданском секторе производства идентичны: последовательно собирается некая гибридная техническая система, способная осуществить заданный технический эффект, имеющий потребительское значение. Разница состоит в том, что запланированный потребительский эффект у гражданской продукции носит созидательный характер, а у продукции военного назначения – разрушительный. Данное утверждение говорит о том, что систематизированная НТИ в ВМТЗ может и должна быть единой как для ОПК, так и для гражданского сектора производства.

Понимая, что в секторе ОПК достаточно как секретных, так и технологий двойного назначения предполагается ведение и обслуживание единых векторных массивов технологических знаний оставить исключительно за компетенцией ОПК (включая организации подведомственные МО РФ). Назначенная в рамках ОПК организация-Администратор получает монопольное право управления проектируемой системы. Это позволит Администратору заблокировать для просмотра необходимые технологические маршруты, обладающие грифом "секретно". В то же время, все оставшиеся технологические знания (включая технологии двойного назначения) вынести через контролируемый шлюз в открытое информационное пространство со свободным доступом. Назовем участок открытой системы с контролируемым шлюзом как Система Научно-Технологического Сопровождения Производства (СНТСП).

Интеграция СНТСП в гражданскую сферу производства позволит объединить существующий потенциал, в то же время, связь с векторными массивами технологических знаний через контролируемый шлюз позволит обеспечить приток и актуализацию существующей как рыночной, так и академической информации. Таким образом, оба сектора получат возможность пользоваться новым эффективным инструментарием, при этом будет сохраняться условие секретности для отмеченных (соответствующими службами ОПК и МО РФ) технологических маршрутов.

Намеченный уровень качества проектируемых массивов обеспечит возможность моделирования и генерации новых технологий, систематизирует ранее принятые и потенциально возможные технологические решения в Базу опорных решений.

В целом, создание и задействование вышеназванного инструментария является, на наш взгляд, стратегическим решением по адаптации проектируемой отечественной промышленной среды к уровню и условиям мировой технологической оснащенности, наступающей эры экономики знаний (цифровой экономики). Раздельная организация научно-технологического сопровождения вышеназванных секторов снижает эффективность использования накопленных предыдущими поколениями технологических знаний, творческую активность разработчиков и, наконец, препятствует ускоренному развитию темпов экономического роста, конкурентоспособности страны. Существует тесная связь между повышением уровня технологической оснащенности и конкурентоспособности промышленности гражданского сектора, а также уровнем качества и скоростью разработки современных технических систем вооружения.

2.2. Разработать и задействовать инфраструктурный проект по созданию качественно новой технологической среды – среды научно-технологического сопровождения производства

В предыдущем разделе была показана объективная необходимость по систематизации и нормализации накопленных массивов научно-технической информации, перевод их в современный цифровой формат векторных информационных массивов технологических знаний.

В целях повышения конкурентоспособности отечественной схемы организации производства специалистами ИНП РАН была проработана концепция современной саморазвивающейся системы научно-технологического сопровождения производства (СНТСП). Данная система адаптирована к условиям работы в экономике знаний, предназначена для поддержания творческой активности населения, развития современной промышленной среды в инновационной экономике. Основными конкурентными преимуществами представленной СНТСП являются следующие компоненты:

  1. Ядром системы является прототехнологическое пространство – вся накопленная и потенциально возможная научно-технологическая информация, организованная в ВМТЗ;
  2. Структура системы обеспечивает типовое описание (оформление) узла потенциальной работы на любой стадии жизненного цикла условной технологии: стадия А — Идея, Эскиз, Экспертиза; стадия Б — Проект; стадия В — Производство технической системы; стадия Г — Производственная эксплуатация и Ремонт; стадия Д — Утилизация.
  3. Уникальная структура построения среды обеспечивает автоматический расчет и отображение экономической грани рассматриваемой технологии на любой стадии жизненного цикла технологии;
  4. Интеграция в проектируемую систему актуальных информационных потоков обеспечивает производителю получение ответов на 5-6 фундаментальных вопросов, определяющих темпы продуктивного развития бизнеса: Для кого? Что? За сколько? Из чего? Как?
  5. Открывается возможность горизонтальной интеграции (производственной кооперации) на любой стадии жизненного цикла технологии – как при проектировании, так и при производстве новых инновационных решений;
  6. Обеспечивается возможность генерации и моделирования технологических маршрутов (технологий), получать отображение наилучших способов производства намеченной продукции применительно к выбранному (имеющемуся) виду сырья;
  7. Структура проектируемой среды имеет в своем составе такие сектора, как:
    1. Биржа Технологических Возможностей и Услуг;
    2. Центр ценового мониторинга;
    3. Маркетинговый центр;
    4. Центр моделирования и генерации технологий;
    5. Центр поддержания творческой активности

Конкретный пример по задействованию свободных от гос.заказа мощностей: ориентированные на государственный заказ предприятия оборонно-промышленного комплекса представляют собой закрытые для окружающего мира структуры. Такова специфика исполнения военной продукции. В условиях повышенного контроля государства за расходованием средств государственного заказа предприятие оказывается в сложной ситуации, связанном с недостатком оборотных средств. Одним из вариантов увеличения выпуска и получения дополнительных финансовых возможностей является организация выпуска побочной продукции, т.е. дополнительного задействования существующего производственного потенциала. Если к специализированным (зачастую, сборочным) производствам головного предприятия трудно найти дополнительное прикладное применение, то цеха и производства второй-третьей ступени кооперации легко могут быть задействованы в производстве отдельных технологических узлов, агрегатов по производственной кооперации (технологическому взаимодействию). Например, простаивающий сверхточный обрабатывающий центр может быть задействован на производство уникальных пресс-форм, конструкторский отдел – на их проектирование, проектирование отдельных агрегатов и т.д. Проблемой является допуск на режимное предприятие, контакты с Заказчиком и Исполнителем. Но, как показывает анализ ситуации – это решаемая проблема. Общение может быть через Биржу технологических возможностей и услуг в электронном виде; заказ для конкретного цеха обезличен; вопросы логистики при поставке сырья и отправки готовой продукции – решаемы.

Таким образом, создание единой саморазвивающейся СНТСП позволит предприятиям ОПК и соответствующим учреждениям Министерства обороны Российской Федерации:

  • иметь постоянно совершенствующийся научно-технический задел перспективных видов вооружений и современной техники, включая вооружения на новых физических принципах;
  • Получить возможность резкого расширения производства той или иной номенклатуры за счет развития глубокой (на уровне технологических узлов) производственной кооперации и возможностей распределенного производства;
  • Обеспечить мониторинг за конкретным Изделием от Идеи его создания до Утилизации;
  • Иметь ценовые характеристики (производственную себестоимость) проектируемых и производимых изделий (продукции) на всех стадиях жизненного цикла технологии – начиная от стадии Идея до его Утилизации.
  • Интегрироваться в производство гражданской продукции на уровне отдельных технологических узлов ее изготовления. Увеличить свой объем выпуска (найти источники пополнения оборотных средств) за счет задействования простаивающих мощностей как производственного, так и интеллектуального (человеческого) капитала на производство гражданской продукции.

Одновременно, предприятия гражданского сектора получат

  • Приток новых технологий ОПК и качественных исполнителей;
  • Возможность генерирования технологий предоставления инновационной продукции, технологических цепочек исполнителей, новых методов нетрадиционного использования традиционного сырья;
  • Возможность образования инжиниринговых организаций, ориентированных на производство инновационных видов продукции посредством схемы распределенного производства;
  • Возможность проявления и поддержания творческой активности населения, создания точек деловой активности на примере моногородов.

По мере реализации проекта, отечественная промышленность получит современный конкурентоспособный цифровой инструментарий эффективного развития промышленного производства.

Целью заявленного проекта является разработка ряда мер структурного характера, позволяющего, с одной стороны, иметь встроенный в структуру, качественно оформленный в цифровом формате, "человеческий капитал" в виде аккумулированной и нормализованной "базы опорных решений", с другой стороны, оформить сквозное унифицированное научно-технологическое пространство сопровождения производства на все стадии жизненного цикла технологии[12] (т.е., созданная на стадии Идея и доработанная на стадии Проект цифровая модель изделия может эффективно использоваться на стадиях его Производства, Эксплуатации и Ремонта, Утилизации), с третьей стороны — получить автоматический расчет добавленной стоимости (расчетной себестоимости) на всем экономическом масштабе: на микро-, мезо- и макроуровне (т.е., от единичного узла к агрегату, технологической цепочке, изделию, предприятию, отрасли), и, наконец, с четвертой стороны — изменить структурообразующую форму корпораций с вертикально-интегрированных на гибридную (сетевую). Такую форму, при которой, в том числе и за счет распределенного производства, обеспечивается безусловное выполнение госзаказа, а свободные мощности на уровне технологических узлов могут быть выставлены на биржу технологических возможностей и услуг. Это позволит существенно задействовать потенциал ВПК для организации производственной кооперации по выпуску продукции гражданского назначения.

В самых общих словах можно сказать, что предлагается организация качественно нового сквозного технологического пространства сопровождения производства со встроенной функцией продуктивного использования человеческого капитала (элементами искусственного интеллекта).

Это пространство должно стимулировать эффективное сетевое взаимодействие всех участников производственной деятельности.

Важная особенность: возможность встраивание технологических знаний в виде базы опорных решений в систему сопровождения производства, а также организация глубокой производственной кооперации на уровне технологических узлов возможна лишь при разработке единой модели, исследовании и разработки новых классификаций графов производства и потребления, задач идентификации продукции, ее организации в технологическом пространстве и т.д. – это мульти дисциплинарные задачи находятся на стыке фундаментальных и прикладных областей знаний – и их предстоит решить.

2.3. Создать и задействовать компанию-Интегратора, обеспечивающего разработку и практическое воплощение в деловом обороте разработанной, принятой и утвержденной стратегии по стимулирования развития производственной кооперации для конверсии оборонных предприятий.

Создание компании – интегратора (далее, Интегратор) целесообразно реализовать как образованный из молодых ученых научный центр при ИНП РАН, обеспеченный долгосрочным государственным контрактом, включая обязательства по передаче копий существующих массивов НТИ, а также необходимыми ресурсами (мощностями).

Для справки:

Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН – организация РАН, обеспечившая разработку концепции и структурной схемы создания и функционирования системы научно-технологического сопровождения производства СНТСП;

Рабочее название вновь образованной компании – научный Центр обращения[13] технологических знаний.

Интегратор занимается разработкой и внедрением структуры новой технологической среды, в целом, и каждого ее компонента в отдельности. Обеспечивает авторский надзор. Осуществляет деятельность по оцифровыванию, систематизации информации в формат технологических знаний. Компания – Интегратор на весь период разработки, внедрения и эксплуатации системы наделяется правами Генерального конструктора.

Первый этап 2018-2020 годы

На этом этапе Интегратор осуществляет организационные мероприятия, организует работу по концептуальному проектированию и разработки методологии организации и функционирования СНТСП, работы по оцифровыванию, нормализации и систематизации научно-технической информации, выполняется прототип системы.

Первоочередными работами Интегратора является необходимость выполнения работ, относящихся к фундаментальным областям знаний, связанных с разработкой структуры СНТСП. В частности, к ним относятся проведение исследований и разработка самой модели; исследование, разработка и детализация графов потребностей (потребления) и производства; Решение задач по идентификации ресурсов и продукции; Разработка принципов построение описания условного технологического узла, обеспечивающего экономическое отображение информации в заданном формате; Разработка классификаций на основе графов потребностей (потребления) и производства; Построение на их основе таблиц ресурсов и использования (затраты – выпуск) на базе международного формата системы национальных счетов. Разработка информационных осей координат в виде: ось X – стадии жизненного цикла технологии; Ось Y – стадии трансформации вещества; Ось Z – экономизированное представление в международном формате национальных счетов.

Разработка всей архитектуры проектируемой среды, разработка структуры и отдельных блоков, разработка методологии и соответствующих методических материалов. Разработка и задействование прототипа проектируемой системы.

Осуществляется пробный выход на рынок оказания услуг по фазам жизненного цикла технологии "Производство" и "Эксплуатация", а также "Ценовой мониторинг".

На втором этапе 2020 – 2023 год

Разработанный прототип системы, а также полный комплект методологических материалов и обработанных на тот момент данных передается Администратору (назначенной компании ОПК). Работа Интегратора осуществляется на выделенном Администратором контролируемом шлюзе системы. Продолжается наполнение массива технологических знаний. Продолжается оказание услуг по фазам жизненного цикла технологии "Производство" и "Эксплуатация". Добавляется фаза "Идея, Эскиз" и "Проект", а также "Ценовой мониторинг" и "Биржа технологических возможностей и услуг".

Вводятся материалы и условия программы Провокатора (см.ниже). Интегратор активно участвует в создании точек деловой активности населения в моногородах, адаптации программы "Биржи технологических возможностей и услуг" к гражданским и оборонным предприятиям.

На условиях обратной связи формируются информационные потоки в новом формате качества. Осуществляется распространение действие СНТСП в промышленности, формируется технологическая среда – базис глубокой производственной кооперации и конверсии предприятий ОПК.

Необходимо отметить, что Компания – Интегратор оперирует и организует работу по задействованию части системы, выведенной ей в пользование через контролируемый Администратором шлюз. Таким образом, деятельность Интегратора осуществляется на контролируемом зеркале системы. Компания – Интегратор организует разработку структуры, принимает действия по ее заполнению на уровне гражданского сектора производства, организует функционирование СНТСП, актуализацию и передачу данных Администратору. Администратор является держателем векторных массивов технологических знаний, в целом, и СНТСП в частности, обеспечивает задействование настоящей системы в секторе ОПК. Интегратор оказывает методологическую поддержку и не касается "закрытых" данных. После выполнения работ, материалы передаются Администратору. Таким образом, доступа к секретной информации о конкретных изделиях, научно-техническом заделе системы вооружения МО РФ у компании – интегратора НЕТ! Администратор закрывает для общего пользования те данные, которые он посчитает нужными.

На третьем этапе за 2023 годом

Продолжается эффективное развитие и плановое функционирование СНТСП. Осуществляется конверсия предприятий ОПК и становление отечественной технологической среды нового уровня качества в целом.

    1. Ввести в действие программу-Провокатор.

Показательный пример совмещения государственных интересов и повышения жизненного уровня населения показал Президент РФ В.В.Путин при оформлении программы заявки на проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Проводим имиджевое мероприятие, а построенная к этому мероприятию инфраструктура останется в пользовании населения, украсит город, в некоторой степени отразится на условиях жизни населения.

Предлагается такую программу-Провокатор провести в технологической сфере, затрагивая вопросы техвооруженности национальной экономики и конверсии, занятости населения в моногородах, экологии.

Цель данной программы – осуществить затраты на уже запланированные решения государственного масштаба таким образом, чтобы спровоцировать создание технологической среды нового уровня качества, повысить отечественный уровень технологического оснащения, способствовать развитию конверсии предприятий ОПК, устранению экологических проблем и повышению уровня жизни населения.

Кратко о сути подхода: отечественная сырьевая промышленность крайне отсталая в технологическом отношении. Процент использования добытого вещества в чистом виде в среднем составляет лишь 10-15%, все остальное – в отходы. Объем промышленных отходов таких предприятий занимает огромные площади (отвалы) и составляет по массе более 70 млрд.тн. Моногорода, носители таких технологий, завалены промышленными отходами. Здесь высок уровень безработицы и экологической опасности. Собственники предприятий на данную ситуацию не реагируют.

Существует возможность радикально изменить технологический уровень названных обрабатывающих производств, обеспечить на площадях этих производств выпуск высокотехнологичной продукции с одновременным решением части социальных задач (повысить занятость населения и экологическую безопасность). Речь идет об инициировании и задействовании процессов переработки существующих отвалов промышленных отходов в пределах моногородов по новой схеме.

Предлагается проанализировать и пересмотреть государственную программу по освоению Луны (строительства базы на Луне). Проект долговременной лунной базы сейчас детально прорабатывают специалисты ФГУП ЦНИИмаш — головной организации "Роскосмоса". По тем данным, что просачиваются в средства массовой информации, при строительстве базы разработчики настроены на использование легких модульных решений 60-70 годов прошлого века.

Предлагается изменить подход программы и ориентировать ее на получение конструкционных материалов из местного сырья – лунного грунта. Компактные модули по переработке лунного грунта в конструкционные материалы должны обеспечивать: а) комплексное использование вещества; б) высокую культуры организации производства (в т.ч. и экологическую); в) низкую энергоемкость и высокий уровень эффективности. Запуск в эксплуатацию таких модулей на Луне позволил бы решить ряд важных задач, в том числе продолжить решение имиджевых задач для нашей страны (первый человек в космосе…, первое капитальное строение на Луне…).

Предлагается спроектировать компактные модульные установки для переработки лунного грунта в конструкционные материалы, провести опробование, отработку технологий и их задействования по задачам комплексного использования вещества на существующих промышленных отвалах действующих сырьевых производств, в моногородах (например, Каменск-Уральский – отвалы красных шламов более 70 млн.тн).

Объем перерабатывающих модулей для одного промышленного отвала будет составлять порядка 100 единиц при трехлетней амортизации. Количество объектов промышленных отвалов будет составлять порядка 40 единиц. Таким образом, предстоит спроектировать и организовать поточный выпуск высокотехнологичных компактных модулей, обеспечивающих высокотехнологичные процессы комплексного переработки используемого сырья в конструкционные материалы и сборно-разборные изделия из него.

Для популяризации и задействования в деловой оборот разработанной СНТСП предлагается распространение гос. заказа на проектирование и исполнение комплекта компактных модульных установок выполнять через электронный аукцион вновь сформированной компанией-Интегратором в рамках СНТСП Биржи Технологических Возможностей и Услуг (БТВиУ). При этом, на практике будет стимулирован переход на формат электронной модели проектирования и производства изделия для предприятий как ОПК, так и гражданского производства.

Проведение электронного аукциона через СНТСП обеспечит отображение наилучших (с точки зрения экономической эффективности) проектных и технологических решений[14], предоставит возможность предприятиям ОПК задействовать свой потенциал на производстве гражданской продукции. Одновременно, будет сформирована и закреплена опорная база развития отечественной производственной кооперации – технологической среды нового уровня качества.

Интегратор, на основе наработанной маркетинговой информации и технологических знаний должен обеспечить наиболее эффективные рыночные способы использования продукции от открываемых возможностей диверсификации при комплексном использовании вещества; предоставить активному населению ответы на вопросы: Что производить? Для кого? За сколько? Из чего? Как?; Задействовать предприятия ОПК на производство необходимых модульных установок, организации и обслуживании регламентных технологических процессов и их технического (ремонтного) обслуживания.

Рисунок 1 концептуальаня схема организации процесса

Финансирование вышеназванных работ может быть проведено как из фондов программы освоения Луны, так и из экологических фондов, фондов развития моногородов, а также за счет кредитных ресурсов Фонда развития промышленности по программе "Конверсия".

Реализация части лунной программы через компанию-Интегратора позволит сделать сильный ход в реанимации отечественной (не только обрабатывающей) промышленности с одновременным качественным изменением инфраструктуры сопровождения производства, развитием культуры производства и конверсии предприятий ОПК.

P.S. С просьбой о курировании данной программы можно попытаться обратиться к специальному представителю Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта – Иванову С.Б.

Сергей Борисович Иванов не понаслышке знаком со всеми намеченными областями действия программы (предлагаемой к разработке), входит в наблюдательный совет госкорпорации "Ростех", где отвечает за содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции. Одновременно, в настоящее время курирует вопросы экологии.

Такой глубокий охват тем, глубокий уровень знаний и наличие соответствующих групп допуска Иванова С.Б. позволили бы устранить возможные межведомственные конфликты и разногласия, стимулировать процесс "диффузии", оказать значительный вклад в практическую реализацию вышеназванных мер.

 

с.н.с ИНП РАН, к.э.н.

Дашут Е.

 

[1] Исключение составляют отрасли со смежной продукцией гражданского и военного назначения: самолетостроение, кораблестроение, космос и т.д.

2] Термин "кардинальным развитием" использован для подчеркивания той ситуации, что инструментария производственной кооперации не существовало в плановой экономике исторически. Необходимо начинать почти с нуля на качественно новом уровне

[3] Гибридная организационная схема сохраняет вертикально-интегрированную конструкцию управления, но адаптирована под функционирование в сетевом окружении.

[4] "Конечно, никого за уши тянуть не надо, но стимулы для того, чтобы предприятия хотели заниматься экспортом, создавать необходимо". Режим "одного окна". Российская газета — Федеральный выпуск №7086 (218)

[5] Стадии жизненного цикла технологии: А). Идея, Эскиз; Б) Проект; В) Производство, Материализация проекта; Г) Эксплуатация и ремонт; Д). Утилизация

[6] Термин "обращение" подразумевает весь цикл операций по обработке и использованию научно-технической информации: подготовка, оцифровка, трансформация, пополнение, корректировка, транспорт, использование и т.д.

[7] Технологические знания – составляющая человеческого капитала

[8] Фролов И.Э., Чаплыгина И.Г. Экономическая наука современной России. 2009 год. Современные проблемы построения моделей научно-технической сферы экономики, п.2.3

[9] Вопросы измерения научно-исследовательской деятельности. Совместная публикация ОЭСР и Евростата. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 2006 год. стр.42

[10] Отчет за период 29 сент. — 7 окт. 1996 г.

[11] Термин "экономизация" применительно к векторным информационным массивам ТЗ подразумевает, что механизм предлагаемой структуры обеспечивает возможность проведения экономических сравнений в автоматическом режиме

[12] 1. Идея, эскиз, замысел. 2. Проект. 3. Производство средств производства. 4. Эксплуатация. 5. Утилизация.

[13] Термин "обращение" подразумевает весь комплекс по работе с научно-технической информацией по переводу ее в формат технологических знаний: перевод в цифровой вид, создание, систематизация, трансформация, транспорт, использование, корректировка и т.д.

[14] Эта задача сформулирована в майских указах Президента РФ

http://wpristav.com/publ/mnenie/problemy_konversii_ehto_pokazatel_nizkogo_urovnja_kachestva_proizvodstvennoj_sredy_chto_delat_prodolzhenie/2-1-0-1620

Комментарии 0
Поделись видео:
Оцените новость
Добавить комментарий