Основы кораблестроительной политики: принципы и их применение ч.2 | Техника, оружие | world pristav - военно-политическое обозрение


Главная » Статьи » Техника, оружие

 

Основы кораблестроительной политики: принципы и их применение ч.2


Макет вертолёта «Минога». Ясно видны большие размеры.


При этом всё чаще ответственные работники околофлотских структур высказывают опасения, что «Минога» не будет помещаться в ангары кораблей, рассчитанных на Ка-27.

Встаёт вопрос – будет ли предусмотрен на новых корветах и фрегатах увеличенный ангар? А на фрегатах проекта 22350?

Явным образом, мы, зная то, какими подходами руководствуется наш ВМФ, можем предугадать, что, скорее всего, нет – не будет. Новейшие по возрасту корабли будут построены с ангарами, в которые будущие вертолёты помещаться не смогут. С учётом задержки, которая имеет место с закладкой новых корветов (поручение президента РФ построить на АСЗ шесть кораблей было дано ещё в августе 2020-го), шансы всё предусмотреть у заказчика ещё есть. С частью фрегатов тоже есть.

Будут ли они использованы? Хочется верить, что да.

Но если заказчик не подсуетится, то вскоре мы станем свидетелями очередной ситуации, которая была бы очень смешной, если бы происходила не в нашей стране. Шансы на это очень высоки, увы.

Посмотрим теперь, какими принципами руководствовались заказывающие структуры Минобороны реально на примере корветов – кораблей, которые одно время замышлялись, как самый массовый класс надводных кораблей в ВМФ России.

 

Корветы как антипример


Как уже говорилось ранее, в статье «Победа здравого смысла: корветы возвращаются. Пока для тихоокеанцев» изначально корвет проекта 20380 замышлялся, как корабль с минимумом ОКР, по большому счёту принципиально новой там должны была быть только Главная энергетическая установка (ГЭУ). В дальнейшем корабль обрастал новыми системами, в результате чего начал состоять из них почти полностью. Затем, после сдачи головного «Стерегущего» оказалось, что корабль надо опять переделывать. Просто перечислим этапы эволюции.

«Стерегущий» – со ЗРАК «Кортик» – головной.

«Сообразительный» – первый с Редутом, он же первый серийный. По факту пришлось делать новый проект, то есть это ДРУГОЙ корабль, а не просто тот же корвет, с УВП «Редута» вместо «Кортика». По этому проекту (с рядом отличий друг от друга, но не принципиальных) Северная верфь построила также «Бойкий» и «Стойкий», а Амурский судостроительный завод (АСЗ) построил «Совершенный» и «Громкий». На последнем оказались изжиты практически все серьёзные недостатки проекта 20380, кроме проблем с ПВО и средствами связи. Оставался недобор максимальной скорости на 1 узел. При этом технически заставить ПВО корветов этой первой «подсерии» работать можно, просто не так хорошо, как хотелось бы. Связь тоже не выглядела чем-то нерешаемым.

Однако дальше в проект «попал» РЛК от «Заслона». О том, что он привнёс, можно узнать из статей М. Климова и А. Тимохина «Корветы, которые пойдут в бой» и М. Климова «Дырявый зонтик флота. Технический разбор стрельбы Гремящего».

Далее серия продолжалась уже с этим РЛК.

«Алдар Цыденжапов», постройки АСЗ. С этим кораблём Северная верфь построила и построит корветы «Ретивый», «Строгий» и предположительно ещё два корвета, названия которым ещё не даны. АСЗ строит корвет «Резкий», ещё два корабля ещё не заложены, названия пока не даны.

Таким образом, под номером «20380» у нас по факту три проекта. С поправкой на то, что корабли СВ несколько отличаются от построенных на АСЗ. Да и в целом между кораблями есть некоторые отличия.

Кроме корветов 20380 на их базе был спроектирован корвет проекта 20385 с усиленным вооружением и также заслоновским РЛК (только посложнее, чем на 20380). Головным стал так «замечательно» сдавший госиспытания «Гремящий», на подходе первый серийный «Проворный».

Ещё два подобных корабля должна построить Северная верфь и ещё четыре – АСЗ. Это четвёртый проект в линейке многоцелевых кораблей ближней морской зоны.

При этом с 2013 года ВМФ принял решение о том, что теперь и проект 20380, и проект 20385 «уходят в прошлое». А вместо них будет строиться новый чудо-корабль, не имеющий со старыми ничего общего, кроме отдельных систем – проект 20386. Пятый по счёту. За без малого пятнадцать лет.

Для тех, кто всё ещё находится в плену иллюзий о западных санкциях и дизелях MTU, цитата:

 

1.03.2013

ВМФ ОТКАЗАЛСЯ ОТ КОРВЕТОВ-«НЕВИДИМОК» ПРОЕКТА 20385 ИЗ-ЗА ВЫСОКОЙ ЦЕНЫ

Военно-морской флот отказался от корветов-«невидимок» проекта 20385, три из которых – «Гремящий», «Проворный» и «Способный» – собирались построить на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге, сообщил «Известиям» информированный источник в главкомате флота. На недавнем совещании в Минобороны с участием представителей Объединенной судостроительной корпорации военные решили достроить по первоначальному плану только «Гремящий», а для остальных разработать новый проект.

«Главное, что нас не устраивает, – это слишком высокая цена и чрезмерное вооружение – крылатые ракеты «Калибр», работающие по морским и наземным целям. Проект 20385 не отвечает требованиям флота», – сказал собеседник издания. По его словам, расчетная стоимость одного корабля составляет около 14 млрд рублей, а реально может дойти до 18 млрд. Для корвета водоизмещением в 2,2 тыс. т, хотя и выполненного по стелс-технологии, это много. Столь же современные фрегаты проекта 11356Р/М, которые сейчас строятся для Черноморского флота, имеют водоизмещение почти вдвое больше – 4 тыс. т, а стоят столько же.

Фрегаты данного проекта являются кораблями открытого моря, со значительной дальностью хода, а корветы 20385 предназначены для ближней морской зоны. Моряки считают, что такое мощное оружие, как «Калибр», этим небольшим кораблям без надобности.

После решения об отмене работ по проекту 20385 в ВМФ России останутся только корветы проекта 20380, все работы по которым сопровождаются неудачами.


Ссылка. В 2013 как раз уже шло проектирование 20386, который только в 2016 потребовал 29,6 миллиардов рублей («Гремящий» проекта 20385 обошёлся в 22,5 миллиарда в ценах 2019 года).

О нём подробно рассказывалось в статьях «Хуже чем преступление. Строительство корветов проекта 20386 – ошибка» и «Корвет 20386. Продолжение афёры».

Этот скандальный проект рискует оказаться самым провальным проектом в отечественном кораблестроении. И на нём останавливаться смысла нет – по оружию это шаг назад по сравнению с 20385, при этом с на треть большей ценой (и почти вдвое большей, чем первые 20380).

Вместо сторожевика из «всего серийного» имеем поначалу переусложнённый корабль, три подсерии базового проекта 20380 («Стерегущий», 20380 с базовым РЭВ, они же с ИБМК), ограниченную серию более мощного варианта 20385, мутант 20386. И всё это одновременно!

Последовательность в действиях заказчика поражает не меньше – сначала отказаться от 20385 из-за дороговизны, потом начать делать ещё более дорогой 20386. После чего, потеряв четыре года, объявить о возврате одновременно и 20380, и 20385. Зачем теряли четыре года? (С 2016 и по сей день многоцелевые корабли ближней морской зоны в России не закладывались).

Потому что МО ожидало, ну когда же что-нибудь получится из 20386. И не знало, как объяснить возврат к уже отменённым проектам, когда 20386 уже «распиарили», как корабль будущего? Пришлось ждать как раз тот срок, когда среднестатистический обыватель начинает забывать, что ему «дули в уши» в прошлом – четыре года. Будет забавно, если именно незаложенных за эти годы кораблей не хватит потом для обеспечения МСЯС, выполнения задач по ядерному сдерживанию и физического выживания населения РФ. Естественный отбор в чистом, кристальном виде…

Ниже иллюстрация из серии «Больше проектов Богу проектов».

 


Головной 20380 «Стерегущий». Построен один.

 


Первая серия 20380: «Сообразительный», «Бойкий», «Стойкий», «Совершенный», «Громкий».

 


Проект 20385: «Головной «Гремящий», сдан, первый серийный «Проворный».

 


Проект 20380 с МФ РЛК. «Алдар Цыденжапов» сдан, на очереди «Ретивый», «Строгий», «Резкий».

 


Головной корабль проекта 20386 «Дерзкий», позже его переименовали в «Меркурий» и попытались выдать Путину за новый. Но Путин не поверил, подробности здесь.



После этого произошёл возврат к строительству одновременно двух проектов – 20380 и 20385.

По пути были построены две (!) серии разных МРК (при этом у «Буянов-М» тоже две «подсерии» – с немецкими дизелями и с китайскими) и заказана серия патрульных кораблей проекта 22160 из шести единиц, для которых у ВМФ нет задач. Сейчас идёт речь о продлении «патрульной» серии, в каком-то изменённом виде, а контр-адмирал Тряпичников, занимающий в Главкомате пост Начальника управления кораблестроения, в одном из интервью намекал на что-то МРК-образное с увеличенным ракетным залпом.

Видно, как эта свистопляска соответствовала ранее озвученным принципам кораблестроения? А в то, что наш бюджет не осилит нормальный флот, всё ещё верится?

Промышленность хочет кушать, а флот неплохая кормушка. Что до боевой эффективности всего этого хозяйства, то тем, кто определяет политику в этой сфере, воевать и погибать не придётся, и они вполне могут ни о чём не беспокоиться. Можно даже заранее некрологи продумывать для погибших экипажей, зная, от чего они могут погибнуть на тех лоханках, на которых Родина отправила их в бой.

Эти, например,

 

«бесстрашно ценой своей жизни задержали врага, несмотря на отсутствие гидроакустического вооружения и противолодочного оружия».


А другие
 

«ценой своей жизни отвлекли лётчиков-стервятников врага от транспорта с беженцами, не имея работающих систем ПВО».


Ну, там, наследники «Варяга» и т.д. Очень удобно, если знать всё заранее.

Под занавес. Поручение президента о строительстве серии из шести 20380 чиновники от флота сначала попытались превратить в строительство 20385 в количестве 4-х единиц. Потом к ним всё-таки добавили ещё два 20380, туда же на АСЗ, а сам процесс подписания контрактов заказчик затянул до того, что выполнение АСЗ требований госпрограммы вооружений (построить корабли до 2027 года) стало очень трудновыполнимым.

А с учётом того, что они не заложены до сих пор (с момента поручения президента прошло уже более 4-х месяцев), то, вообще, не ясно, чем это кончится. Возможно, что попаданием АСЗ на гигантские штрафы и другие санкции за срыв госпрограммы вооружений, и последующим погромом только что более-менее ожившего завода – наше Минобороны, увы, балуется. Зачем только? Непонятно.

Сегодня можно спрогнозировать, что если 20386 на испытаниях покажет, что он может хоть что-то (например, сможет один раз «не на камеру» выстрелить из пушки, как «Цыденжапов»), то начнётся новая битва за то, чтобы опять уйти от 20380/5 к 20386.

Если это случится, то 20386 поставит «под вопрос» продолжение серии фрегатов 22350, так как «Звезда-редуктор» может производить или редуктора Р055 для фрегатов 22350, или редукторные передачи 6РП для 20386 – они требуют одного и того же оборудования.

Всё это сопровождалось расходами.

Каждый раз, когда появлялась новая модификация или новый проект, создание этой модификации или проекта оплачивалось. Работы по доводке сырых систем, вставших на серийные корабли, оплачивались. Новые РЛК, которые пока стреляют на уровне ЗРК «Волна» 60-х годов, тоже оплачивались. И по огромным ценам.

Сейчас поднят вопрос о том, кто будет оплачивать приведение РЛК «Заслон» в боеспособное состояние? Что особенно занятно выглядит с учётом того, что его, похоже, придётся, вообще, проектировать заново.

Ребята из «Заслона» искренне уверены, что государство должно оплачивать им этот праздник жизни. Их убежденность в этом просто несокрушима.

Позиция государства пока неясна. Но, видимо, оно заплатит. Там же уважаемые люди вовлечены в проект, как же им не заплатить?

Финансовые потери от всех этих кульбитов уже давно перевалили за десяток миллиардов рублей, и нет никаких признаков того, что что-то хотя бы останется на таком же уровне, а не ухудшится. В качестве «последнего гвоздя в гроб» упомянем, что Минобороны регулярно срывало финансирование строительства корветов, что во многом способствовало задержкам с их постройкой. А к чему приводят задержки, было сказано выше.

Последствия всего этого таковы – флот хватает абсолютно любой корабль, так как кораблей просто-напросто нет. Даже «патрульные корабли» проекта 22160 выглядят, как нечто желанное, хотя ими реально можно только демонстрировать флаг и ничего более. Но выбора нет – гениальная кораблестроительная стратегия Минобороны и неспособность Главкомов ВМФ как-то

 

«привести систему в чувство»


доводят именно до этого.

Что могло бы получиться при других подходах? Скажем сразу, всё могло бы получиться не так уж плохо. Причём всё и замышлялось не так уж и плохо.

Повторим, ОКР там должна была быть одна – дизельная ГЭУ с дизелями 16Д49 Коломенского завода. Всё остальное – РЛС, орудие, торпедное оружие – должно было быть только серийным.

Что случилось бы, если бы этот изначальный вариант был бы принят окончательно? Всё просто – корветы строились бы почти без технических затруднений, они стоили бы дешевле и сдавались бы сразу же в боеспособном виде. Тогда задержки с финансированием, конечно, тоже были бы. Вот только при меньшей стоимости МО быстрее бы выделило все деньги в любом случае, просто в силу того, что выделять надо было бы меньше. Кораблей к сегодняшнему дню флот имел бы больше. Но случилось, как случилось.

 

А теперь – как надо сделать


Представим себе, каким мог бы быть корвет «по мотивам» 20385, отталкиваясь от серийного оборудования, оружия и корабельных систем. А также оценим то, насколько сложно и долго будет «переключиться» сейчас на такой корабль.

Разбираем по пунктам, исходя из перечисленных выше принципов.

1. Обеспечение массовости. Здесь, прежде всего, речь должна идти о снижении себестоимости корабля и исключении из его производственного цикла сложных операций и переусложнённых систем. Первым кандидатом здесь является радиолокационный комплекс – нужно применить бюджетный вариант, но предусмотреть возможность модернизации в будущем. К нему, однако, всё не сводится. Вторым способом является пересмотр доли композитных материалов в надстройке. Не вдаваясь в рассуждения на тему того, насколько реально эта надстройка тяжелее (есть основания считать, что не намного), заострим внимание на том, что она дешевле, а это для нас важнее. Что до малозаметности, то говорить о ней всерьёз (применительно к корветам проектов 20380 и 20385) не стоит.

Корвет, возможно, потяжелеет, его осадка увеличится, а гидродинамическое сопротивление вырастет. Что приведёт к снижению и так недостаточной скорости этого корабля. Но, во-первых, есть резервы по снижению его водоизмещения в других элементах конструкции. А во-вторых, необходимо тщательно изучить вопрос оптимизации обводов подводной части корпуса, возможно, с привлечением сил КГНЦ им. Крылова, чтобы выбрать обводами недостаток скорости. Этот вопрос следует изучить отдельно. Но он, скорее всего, окажется тем или иным способом решаемым.

2. Серийное оборудование, вооружение и т.д. Данное условие требует от нас на первоначальном этапе обойтись тем же составом корабельных систем, что и на корвете «Громкий», за вычетом радиолокационного комплекса из РЛС «Фурке», «Монумент» и «Пума», который на нём полноценно так и не заработал из-за неустранимых недостатков «Фурке» и отсутствия радиокоррекции ЗУР. В данном случае вменяемое решение одно. И оно такое – унификация РЛК корвета с МРК «Каракурт», что уже не раз озвучивалось. То есть РЛС ОВЦ «Позитив-М», РЛС обнаружения надводных целей «Минерал». Стрельбу артиллерии прекрасно обеспечивает РЛС «Пума», тоже серийная. Такой комплекс полностью работоспособен и производится серийно. Его параметры достаточны для стрельбы ракетами ЗРК «Редут» и обеспечивают достаточную точность первоначального ЦУ для ракеты.

Проблемой является только линия радиокоррекции, которую этот комплекс не обеспечивает. Но отдельно существует уже разработанное и прошедшее испытания оборудование, которое эту самую радиокоррекцию обеспечивает. Вопрос только в интеграции его с БИУС и ЗРК, что потребует нескольких месяцев не самой тяжёлой работы.

Всё вышеперечисленное никак не отменяет задела для модернизации корветов. Так, при прокладке кабель-трасс и подборе дизель-генераторов ничего не мешает предусмотреть возможность более мощных потребителей. Например, какого-то не существующего пока нормального, вменяемого РЛК с фазированными антенными решётками (изделие «Заслона» таковым не является), в отсеке для РТПУ СМ-588 комплекса «Пакет» вполне может быть предусмотрена возможность оборудовать в будущем подъёмник для торпед из находящегося палубой ниже погреба АСП. На случай, если наконец-то возобладает здравый смысл и вместо монструозной пусковой установки флот обзаведётся нормальными перезаряжаемыми торпедными аппаратами калибра 32 см (см. статью. «Лёгкий торпедный аппарат. Нам нужно это оружие, но у нас его нет»).

В качестве альтернативы – места для них могут быть предусмотрены на одном уровне с погребом АСП, на будущее. Тогда при начале массовой «блоковой» модернизации всех корветов этими возможностями можно будет воспользоваться. Аналогичный резерв нужен и для зенитных артиллерийских установок АК-630М, как по прочности погона, опорных элементов конструкции и палубы, так и по электропитанию. Аналогичным образом может быть предусмотрена возможность дооснащения корабля управляемыми и самонаводящимися снарядами.

Важный момент – удаление с борта корвета монструозного РЛК позволяет существенно сократить объём помещений, потребный для радиоэлектронного оборудования, а освободить то пространство, которое на старых 20380 занимает ракетная палуба. Тогда, помимо пусковой установки 3С-14 и двух пусковых установок «Редута» на корабле может также появиться комплекс ракетного оружия «Уран».

 


Красным цветом на коллаже выделено наступательное ракетное оружие, зелёным – зенитные ракеты. Мачта соответствует таковой на кораблях с РЛС «Фуркэ», но можно сделать и иначе.


Зачем это нужно, при наличии УКСК?

Затем, что, во-первых, ракет много не бывает, во-вторых, «Уран», в отличие от 3С-14 может быть перезаряжен прямо в море, при наличии плавкрана, что было продемонстрировано в ходе учений на Балтике.

 


Конечно, гипотезу о возможности размещения таких ракет вместе с УКСК на упрощённом варианте проекта 20385 надо ещё проверить. На кораблях любые изменения в конструкцию должны просчитываться. Однако, если это реально, то это нужно сделать. Или хотя бы предусмотреть возможность размещения пусковых установок в будущем, если сейчас финансы не позволяют их получить.

По оценкам специалистов, такой корвет будет стоить около 17–18 млрд рублей, что намного меньше, чем 20385 (22,5 в ценах 2019 года) или последние 20380 с МФ РЛК (примерно 20).

То есть речь идёт о том, что за стоимость шести корветов – четырёх обычных 20385 (более 90 миллиардов) и пары 20380 с МФ РЛК (около 40 миллиардов) можно построить семь «мобилизационных» 20385 в описанной выше комплектации. Причём их не надо будет мучительно доводить, так как там всё сразу будет работать. Модернизировать их при необходимости будет проще, так как это будет предусмотрено заранее. Да и жизненный цикл будет дешевле.

Ведь ЗИП будет пересекаться с «каракуртовским», подготовка личного состава будет проще по той же причине, доплачивать за доводку кораблей до боеспособного состояния не придётся и т.д.

В качестве бонуса к семи корветам – несколько сотен сэкономленных при такой схеме миллионов рублей. Мелочь, а приятно.

Ну, и самое главное – совокупно эти семь гипотетических 20385 «упрощенных» будут мощнее, чем четыре 20385 и два 20380, которые реально планируются к постройке.

Альтернативный вариант – можно было бы построить те же самые шесть, но сэкономить примерно 17–18,5 миллиардов рублей для бюджета.


В завершении отметим, что этот упрощённый или «мобилизационный» вариант – не изобретение автора. Он предлагался профессиональным и высокопоставленным отечественным специалистом в области надводного кораблестроения, квалификация которого не вызывает никаких сомнений.

3. Принцип разумной достаточности ТТХ. При этом у такого корабля, который против серьёзного противника будет действовать у своего берега или совместно с кораблями мощнее, будут вполне достаточные тактико-технические характеристики для того, чтобы выполнять задачи по предназначению. Этот аргумент обычно пытаются подвергнуть сомнению лоббисты «Заслона», утверждая, что РЛС «Позитив-М» от очень сильного налёта отбиться не даст, забывая, что у корвета просто банально мало зенитных ракет, и потенциал сверхвысокотехнологичного РЛК («Заслон» таковым не является, но его создатели и лоббисты претендуют на это) на нём просто не может быть раскрыт.

Применение принципов 4 (запрет на пересмотр ТТЗ после начала постройки) и 5 (модернизация блоками) очевидно. И не требует специальных разъяснений.

Всё, что в данном случае нужно, это спокойные научно-исследовательские работы в интересах ВМФ, которые определили бы то, в какую сторону должны развиваться корветы, чтобы в определённый момент времени иметь готовые проекты их модернизации. Что позволило бы без метаний заранее подписать контракты на выполнение этих работ, закупить всё необходимое оборудование и комплектующие. И потом по готовому проекту, быстро, совмещая модернизацию с каким-либо ремонтом (например, восстановлением технической готовности или средним ремонтом – в зависимости от возраста и состояния корабля), быстро всё сделать. Это позволит сэкономить деньги по той же схеме, что и строительство без пересмотров ТТЗ и непредусмотренных планами опытно-конструкторских работ.

6. Минимизация перечня проектов, ликвидация избыточных ОКР и тому подобного. Строя серию одинаковых кораблей и планируя их модернизацию, стоит сделать ещё один шаг и научиться заранее планировать весь жизненный цикл корабля.

Это трудно, так как никогда точно загодя нельзя спрогнозировать, сколько ему реально придётся служить и будет ли он вовремя попадать на ремонты. Тем не менее, заложить в проект эволюцию корабля можно.

Так, например, описанное выше создание задела под будущую модернизацию позволяет связать судьбу корабля с предстоящими планируемыми опытно-конструкторскими разработками. И заранее определить то, какие из них будут относиться к корветам, а какие нет. Вполне реально кое-что таким способом запланировать для корабля, сразу же задав граничные условия для того, чтобы не изобретать ничего лишнего, что для такого класса кораблей всё равно не нужно.

7. Принцип совместного развития связанных друг с другом систем оружия тоже, в общем, понятно, как работает. Если мы прогнозируем появление 57-мм зениток со снарядами с программируемым подрывом, если мы понимаем необходимость монтажа прицельных устройств на одном лафете с блоком стволом ЗАК и что, возможно, нам в будущем придётся отказаться от одного блока стволов на АК-630М в пользу спаренного «Дуэта», то все эти возможности должны быть на корабле предусмотрены даже в условиях, когда изначально он выходит с завода с ЗАК АК-630М. Не должно быть такого, что исследования показали необходимость уйти на 57-мм или на «Дуэт», а конструкция не позволяет их установить на корабле.

Конструкция корвета должна это предусматривать. Очевидным образом, все перспективные ракеты должны применяться с пусковых установок стоящих в строю кораблей.

Вертолётный ангар должен вмещать «Миногу», макет которой уже готов, и он, похоже, окончательный – это касается и фрегатов проекта 22350, и десантных кораблей. Всё это должно рассматриваться в комплексе и развиваться во взаимосвязи, чтобы корабль, как сложная техническая система, мог бы полноценно эволюционировать в течение отведённого ему длительного срока службы.

В конечном счёте, программа кораблестроения должна быть взаимоувязана с другими, смежными программами (те же корабли с вертолётами, и не только в части размеров, но и в системах связи и обмена информацией, применяемом оружии, типа единой лёгкой противолодочной торпеды и так далее).

 

Положительные примеры


В отечественном кораблестроении есть и положительные примеры.

Самым ярким и «свежим» примером следования вышеперечисленным принципам является создание МРК проекта 22800 «Каракурт».

Автор не раз утверждал, что специализированный ударный корабль такого класса себя изжил на концептуальном уровне. И сегодня необходимо строить многоцелевые корабли, хотя бы малые, способные в том числе бороться с подлодками, а в качестве атакующего специализированного корабля уместнее ракетный катер с высокой (45 узлов и более) скоростью хода.

Тем не менее, невозможно не заметить то, что в рамках тактико-технического задания, работа по созданию «Каракурта» была выполнена безупречно – его главный конструктор и коллектив, работавший над этим проектом, смогли создать очень недорогой корабль, на котором реально не было ни одной значимой ОКР, а все системы были серийными.

Итог – при снижении цены почти вдвое относительно предшественника «Буяна-М», корабль несоизмеримо мощнее, скоростнее, реально способен вести бой против надводных кораблей противника, почти полностью состоит из отечественных корабельных систем и комплектующих.

И, если бы не подвёл поставщик дизелей (ПАО «Звезда»), то «Каракурты» могли бы строиться очень быстро. При всех задержках с дизелями головной корабль был передан заказчику менее чем через два года с момента закладки.

На этих кораблях всё работает сразу. И никаких мучительных многолетних доводок там не будет.

Стоит понимать, что гипотетический многоцелевой корабль те же люди сделали бы не хуже.

 


Фото: судостроительный завод “Пелла”


Те подходы, которыми сопровождалось проектирование «Каракуртов» даже сегодня позволяют строить их массово и очень быстро. Если бы не дизеля. И если исполнитель не подводит.

Вторым настолько же успешным проектом были подлодки проекта 636 (трёх «подсерий», в американской терминологии – «флайтов») «Варшавянка».

Увы, на сегодня они очень сильно устарели и нуждаются в очень глубокой модернизации. Но если бы её провели, то эти лодки и сегодня бы оказались серьёзной силой в морской войне.

Вот что значит не гоняться за химерами, а просто спокойно делать свою работу, без метаний и отступлений от здравого смысла.

Эти положительные примеры, как легко можно увидеть, получились в результате следования только части вышеозвученных принципов. И даже в этом случае, успех оказался феноменальным. «Каракурты» и «Варшавянки» – яркие свидетельства того, что наши проблемы с флотом вызваны только плохим управлением и более ничем. Когда никто не мешает работать, наши корабелы и проектанты вполне выдают результаты

 

«от среднемирового уровня и выше».


Но в систему это не вошло.
 

Заключение


Мы не скоро увидим торжество этих простых, в общем-то, принципов.

Они используются. И дальше будут использоваться другими странами, но не нами. Мы же будем просто смотреть на чужие успехи и завидовать тому, что другие страны играючи могут то, что нам пока по организационным причинам абсолютно не по силам, даже при наличии денег и технической возможности сделать также или лучше.

Ещё раз – деньги позволяют, и промышленная база позволяет тоже, не позволяет подход государства к этому вопросу. Иногда «лучики света в тёмном царстве», типа «Каракурта», будут всё-таки пронизывать нашу тьму, но это будет и дальше скорее исключением, чем правилом.

На сегодня в высших эшелонах власти окончательно закрепилось отношение к ВМФ, как к чему угодно – средству подогреть «уважаемых людей», средству решения проблемы безработицы, вливанию денег в регионы, инструменту для внутриполитической пропаганды нашего величия и всемогущества, к синекуре, к инструменту дипломатии, и, как про нас говорят американцы, «проекции статуса». Но только не как к средству ведения войны с настоящими трупами и «похоронками». Не как к военной силе, которая должна сражаться насмерть. Причём иногда – за выживание нашего народа и культуры.

Пока это так, ни о каких рациональных подходах к созданию военно-морской мощи говорить не стоит, мы институционально закрепили примат формы над содержанием. Мы взяли за базовую ценность «казаться», а не «быть», и отрицаем противоположное даже на уровне масс.

Отдельные «всплески просветления» в нашем руководстве, к сожалению, носят бессистемный характер, когда из удачных решений (например, продолжать строить фрегаты проекта 22350) не делается никаких выводов для других проектов.

Народ же просто ничего не понимает в происходящем и ждёт команды на бросок чепчика вверх. В перспективе это чревато до невозможности неприятными сюрпризами. Однако это будет потом, а сейчас можно продолжать наслаждаться величием.

Но, возможно, в будущем ситуация переменится.

И тогда все эти принципы понадобятся. А значит, есть смысл их изучить и понять.

В будущем, возможно, они воплотятся в виде ГОСТов. Или даже, может быть, специальных кораблестроительных законов, необходимость иметь которые давно назрела, как и закон о флоте в принципе.

А пока нам их нужно просто знать.

И желательно всем.



Категория: Техника, оружие | Просмотров: 233 | Добавил: wpristav | Рейтинг: 0.0/0

поделись ссылкой на материал c друзьями:
Всего комментариев: 0

 
avatar


Другие материалы по теме:
Учётная карточка

Категории раздела
Мнение, аналитика [236]
История, мемуары [1050]
Техника, оружие [69]
Ликбез, обучение [62]
Загрузка материала [15]
Военный юмор [157]
Беллетристика [563]

Реклама





Видеоподборка

00:10:26

00:37:38

00:01:39

00:08:20

Рекомендации

Бывает такое, что наш сайт заблокирован у некоторых провайдеров и Вы не можете открыть сайт. Чтобы решить эту проблему можете воспользоваться браузером Firefox (TOR).



Калькулятор денежного довольствия военнослужащих



Расчёт жилищной субсидии


Новости партнёров

Мини-чат
Загрузка…
work PriStaV © 2021 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх