Главная » 2021 » Сентябрь » 6
 
11:00

Заслон для коррупции

Борьба с должностными преступлениями госслужащих требует комплексного подхода.

После ратификации в 2006 году Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об ответственности за коррупцию в России стало более активно формироваться законодательство о противодействии этому явлению, в том числе при прохождении государственной службы, к которой относится и военная служба. В 2008 году принят базовый закон «О противодействии коррупции», в 2012-м – закон о контроле за соответствием расходов чиновников их доходам. Как они сегодня работают?

Главное – профилактика

Прежде напомним, что помимо этих документов были также внесены антикоррупционные изменения в Федеральные законы «О государственной гражданской службе», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также целый ряд указов президента и постановлений правительства, посвященных вопросам противодействия коррупционным проявлениям при прохождении государственной службы.

Как отмечено в статье 3 ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов борьбы с ней является приоритетное применение мер предупреждения. Именно поэтому приведенные нормативные правовые акты нацелены не столько на уголовное преследование допустивших нарушения закона чиновников – для этого в российском законодательстве есть довольно обширный перечень статей Уголовного кодекса, сколько на профилактику коррупционных проявлений, обеспечение прозрачности процедур деятельности должностных лиц, соблюдения ими запретов и ограничений, представления сведений об основаниях и источниках получения доходов, приобретения дорогостоящего имущества. А также на создание механизма проверки соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, реакции на допущенные нарушения, вплоть до увольнения с государственной службы.

В частности, этими нормативными правовыми актами сформирован перечень основных запретов и ограничений, обязанностей, связанных с прохождением госслужбы, требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

К основным запретам и ограничениям при прохождении государственной (военной) службы относятся:

- запрет на осуществление платной деятельности, не относящейся к научной, педагогической либо иной творческой;
- участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
- осуществление предпринимательской деятельности;
- выступление служащего в качестве поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной службы;
- получение служащим в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки стоимостью свыше трех тысяч рублей, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), а равно не передача в федеральную собственность подарков стоимостью свыше трех тысяч рублей, полученных в связи с официальными мероприятиями;
- выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;
- нецелевое использование средств материально-технического и иного обеспечения, государственного имущества, а также передача их другим лицам;
- разглашение или использование в целях, не связанных с государственной службой, сведений конфиденциального характера или служебной информации, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
- осуществление полномочий государственного служащего в условиях неурегулированного конфликта интересов.

Под конфликтом интересов законом определена ситуация, при которой личная заинтересованность государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения денег, имущества и выгод имущественного характера не только самим чиновником, но и его родственниками, близкими к нему лицами и лицами, связанными с государственным служащим имущественными отношениями.

В соответствии с антикоррупционным законодательством во всех государственных органах сформированы и функционируют подразделения их кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, к полномочиям которых отнесены проверки соблюдения госслужащими (работниками) запретов и ограничений, установленных законодательством в целях противодействия коррупции.

Военной прокуратурой во взаимодействии с указанными подразделениями проводятся надзорные проверки соблюдения должностными лицами органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований установленных антикоррупционным законодательством запретов, ограничений, обязанностей, требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. При этом основные усилия направляются не только на выявление и пресечение таких правонарушений, но и осуществление разъяснительной, предупредительной работы как в виде индивидуальных бесед, так и групповых занятий, в том числе с должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных правонарушений.

Выявляются нарушения, связанные с представлением неполных и недостоверных сведений о доходах и имуществе, не урегулированием конфликта интересов, участием в предпринимательской деятельности, наличием близкого родства с подчиненным лицом, получением подарков в связи с исполнением должностных обязанностей, не уведомлением о склонении к коррупционному правонарушению и другие.

Утрата доверия

По результатам прокурорского реагирования государственные служащие и работники, допустившие нарушения закона, привлекаются к дисциплинарной ответственности, в том числе с применением взыскания в виде досрочного увольнения со службы (расторжения трудового договора) в связи с утратой доверия.

В числе выявленных нарушений закона – совмещение отдельными служащими выполнения должностных обязанностей с участием в учреждении и деятельности коммерческих организаций, сокрытие от представителя нанимателя этой информации. В частности, такие правонарушения допустили офицер и сотрудница силовых ведомств. По итогам проверок они были уволены, причем первый из них – в связи с утратой доверия.

Есть и другие примеры. Военнослужащий, будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, арендовал у коммерческой организации нежилое помещение, где организовал изготовление и продажу продуктов быстрого питания. По итогам рассмотрения документа прокурорского реагирования он также досрочно уволен с военной службы по утрате доверия.

Еще один из офицеров в рамках должностных обязанностей контролировал поставки продукции военного назначения предприятием, на котором должность первого заместителя генерального директора, ответственного за эти поставки, замещает его родной брат. На протяжении ряда лет военнослужащий скрывал от командования конфликтную ситуацию и мер по ее урегулированию не принимал. По результатам прокурорского реагирования сейчас проводится служебная проверка его деятельности.

Некоторые военнослужащие, в нарушение требований о предотвращении (урегулировании) конфликта интересов, использовали в личных целях имущество подконтрольных предприятий промышленности. Так, начальники двух военных представительств пользовались для передвижения, в том числе в собственных нуждах, легковыми автомобилями, принадлежащими подконтрольным предприятиям оборонно-промышленного комплекса. По результатам прокурорского реагирования они привлечены к дисциплинарной ответственности, незаконное пользование транспортными средствами прекращено.

Однако наибольшее количество нарушений связано с представлением неполных и недостоверных сведений о доходах и имуществе. Как правило, это объясняется недобросовестным отношением к заполнению соответствующих справок и незнанием методических рекомендаций Минтруда по их составлению. Выявляется и умышленное сокрытие сведений об имевшемся имуществе, например, с целью получения жилья от военного ведомства.

Так, офицер в соответствующей декларационной справке не сообщил о трех жилых помещениях супруги, полученных по наследству в 2017 году, но зарегистрированных ею в Едином государственном реестре недвижимости и отчужденных в 2020 году. Сокрытие этой информации от военного ведомства позволило неправомерно получить в собственность квартиру в г. Москве площадью, превышающей норму предоставления.

Следует отметить, что декларационная компания по заполнению и представлению справок о доходах, последующие процедуры их проверок кадровыми подразделениями и органами военной прокуратуры, реакция командования на выявленные нарушения имеют значительный профилактический потенциал. Лица, подвергнутые за несоблюдение запретов, ограничений и обязанностей служебным проверкам, а затем рассмотрению на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий), в дальнейшем, как правило, подобных нарушений не допускают. Поскольку все вышеуказанные мероприятия проводятся в воинских и трудовых коллективах гласно, их результаты служат общей превенции таких действий со стороны других государственных служащих и работников, предотвращают совершение ими других, более значительных и общественно опасных деяний.

Помимо выявления и пресечения коррупционных правонарушений, а также способствовавших их совершению причин и условий, военной прокуратурой во взаимодействии с кадровыми подразделениями органов военного управления, воинских частей и организаций проводится целенаправленная разъяснительная работа по их недопущению как путем групповых и индивидуальных занятий, так и посредством размещения соответствующих материалов в средствах массовой информации.

В 2020 году Главной военной прокуратурой в федеральные органы исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, направлена специальная памятка об основных антикоррупционных требованиях и порядке их исполнения, которая распространена среди военнослужащих, государственных гражданских служащих и работников.

Именно в сочетании непосредственного проведения надзорных мероприятий и разъяснительной работы проявляется комплексный подход к предупреждению коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

В этой связи в последние годы отмечается положительная тенденция к уменьшению числа зарегистрированных нарушений законодательства о государственной службе и противодействии коррупции, а также числа лиц, привлеченных к ответственности за их совершение.

Таким образом, в Российской Федерации сформирован и действует полноценный пакет законов и других нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции. Сложилась устойчивая практика их применения командованием органов военного управления, воинских частей и организаций вместе с военной прокуратурой в целях выявления и пресечения коррупционных правонарушений, привлечения виновных лиц к ответственности. Наша совместная деятельность по противодействию коррупции в поднадзорных силовых структурах государства продолжается на постоянной основе.

Александр Абанин, начальник отдела надзора (за исполнением законодательства о противодействии коррупции) Главной военной прокуратуры, полковник юстиции

 

Источник



 
Просмотров: 85 | Добавил: АндрейК | Рейтинг: 0.0/0

поделись ссылкой на материал c друзьями:

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка

Видеоподборка
00:20:30


00:37:24



Новости партнёров

Реклама




Мини-чат
Загрузка…
work PriStaV © 2021 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх