Главная » 2019 » Январь » 23 »

Вооружение: вчера, сегодня, завтра: Проект "Плутон". Ядерный двигатель США


05:03
Вооружение: вчера, сегодня, завтра: Проект "Плутон". Ядерный двигатель США

В середине 50-х, опасаясь, что СССР может обогнать "Главных Защитников Демократии" в области противоракетной обороны в Пентагоне решили начать строительство беспилотного атомного бомбардировщика, который сможет преодолевать ПВО на низкой высоте. Разработка сверхзвуковой низковысотной ракеты-носителя с прямоточным ядерным двигателем получила название "Плутон".

"Плутон" задумывался как автоматический летательный аппарат, совершающий свой "дранг нах остен" на сверхнизкой высоте со скоростью, троекратно превышающим звук. Этот аппарат, планировали запустить в случае начала Третьей Мировой войны в сторону СССР. По дороге он бы сбрасывал свой боекомплект на стратегически важные объекты "мордора". 

По расчетам, мощность ударной волны от пролета "Плутона" должна была быть достаточной для гибели людей, попавших под его удар. Так же выхлоп от "Плутона", естественно был радиоактивным, а значит мог служить ещё одним поражающим фактором. И в случае войны ракета, после сброса всего боезапаса могла сколь угодно долго летать над территорией СССР и заражать всё вокруг своими отходами.

Работы по созданию "Плутона" начались 1 января 1957 года в Ливерморе. Идея сама по себе казалась достаточно простой: после разгона воздух сам собой засасывается в воздухозаборник впереди, нагревается и выбрасывается сзади выхлопной струёй, которая и даёт тягу. Однако использование ядерного реактора вместо химического топлива для нагрева было внове. Построить в то время компактный реактор, не окруженный тысячами тонн бетона и необходимость использования материалов, способных выдерживать температуры в тысячи градусов, при этом оставаясь работоспособными было катастрофически сложно. По расчетам давление на ракету должно быть в 5 раз больше, чем на параллельно разрабатываемую Х-15, аналог немецкой ФАУ-2.

Для разгона до включения основного ядерного двигателя в конструкции применялись химические ускорители, которые отработав отстыковывались. Разогнавшись, "Плутон" мог годами кружить над океаном, ожидая команды для атаки противника.


предполагаемый конструктив ядерной крылатой ракеты
После получения указания на атаку, "Плутон" должен был лететь на скорости до 3М, следуя рельефу местности. Из-за своей огромной скорости ни одна ПВО не смогла бы остановить нападение. "Плутон", как предполагалось, был неуязвим.

Так как КПД прямоточного двигателя растет прямо пропорционально температуре, реактор, названный Tory, проектировался горячий, с рабочей температурой более 1600 С. В компании по производству фарфора было заказано 500000 керамических топливных элементов размером в карандаш, которые должны были выдержать эту температуру и обеспечить равномерное распределение тепла внутри реактора.


"Tory-II"
Для испытаний этого монстра на площади в 20 км2 построили специальный полигон с автоматизированной железной дорогой от места испытаний до цеха разборки, так как после испытаний радиоактивный реактор должны были разобрать с помощью дистанционно управляемого цеха разборки. Затем всё изделие подлежало исследованию для дальнейшего продолжения работ.

Для имитации полета реактора на большой скорости, в спец. резервуарах длиной 40 км, было запасено полмиллиона килограммов сжатого воздуха. Воздух нагнетался компрессорами, которые взяли с базы подводных лодок. Для полноценного испытания требовалось тонна воздуха в секунду. Воздух проходил сквозь резервуары, наполненные стальными шариками, которые подогревались до 732 градусов по шкале Цельсия.

В мае 1961 года американцы запустили первый в мире атомный прямоточный двигатель. Реактор проработал несколько секунд, развил часть расчётной мощности, но выдержал и температуру и, что самое главное - не разрушился, как опасались представители власти.

Сразу началась работа над вторым прототипом, который должен был стать и легче, и мощнее. Спустя три года "Tory-IIC" проработал 5 минут с мощностью в 513 мегаватт и выдал тягу в 16 тонн. Потом был еще один проект Tory III, но к тому времени в Пентагоне начали сомневаться в проекте.


"Tory-IIC"
Сомнения возникли по поводу полноценных летных испытаний. Где их производить? Не на своей же территории! Но дело скорее всего было не совсем в этом, когда это США останавливало чувство скромности? Могли бы испытать и над территорией того же Вьетнама. К тому времени у США уже были баллистические ракеты "Атлас", "Титан" и "Полярис", которые имели достаточно большую скорость и быстрое время подлета к предполагаемому противнику, к тому же цена в разы меньше ещё не сделанного, но уже почти золотого "Плутона".

И 1 июля 1964 года проект был закрыт. Общая стоимость составила 260 миллионов полновесных долларов того времени. Над проектом работало около 450 человек.

В СССР, в те же годы, разрабатывался ядерный ракетный двигатель РД-0410 "Иргит" и Атомный самолет.

В РД-0410 был применён гетерогенный реактор на тепловых нейтронах, ядерное топливо — материал на основе карбидов урана и вольфрама. Проектом предусматривалось, что поток водорода вначале проходил через отражатель и замедлитель, поддерживая их температуру на уровне комнатной, а затем поступал в активную зону, где охлаждал тепловыделяющие сборки, нагреваясь при этом до 2800 С. На стенде отражатель и замедлитель охлаждались отдельным потоком водорода.

Реактор прошёл значительную серию испытаний, но ни разу не испытывался на полную длительность работы. Внереакторные узлы были отработаны полностью.
 

Источник

Просмотров: 205 | Добавил: Dashout | Рейтинг: 0.0/0

поделись ссылкой на материал c друзьями:

Другие материалы по теме:
 

Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения редакции
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа
нет данных
Логин:
Пароль:

Реклама

Видеоподборка

00:03:39

00:04:24

00:48:42

00:43:40

Новости партнёров






Мини-чат
Загрузка…
поделись ссылкой на сайт с друзьями:

 
Яндекс.Метрика
work PriStaV © 2020 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуетсяХостинг от uCoz
Наверх