Достоверно известно, что система «Оценки социального доверия» к настоящему времени функционирует в провинциях Цзянсу и Гуанчжоу, а также в городах Чжучжоу, Хух-хото, Сямэнь, Цзинань и Сучжоу. С учетом этого невозможно утверждать, что все граждане КНР находятся под пристальным надзором государства, которое намерено максимально зарегулировать их жизнь.

Анализ публикаций СМИ КНР показывает, что основная задача этого новшества – повышение культурного уровня населения КНР и социальной ответственности граждан. Разработчики предусмотрели балльную оценку повседневной деятельности как физических, так и юридических лиц с целью ранжирования по уровню ответственности. Минимальная сумма составляет 501, а максимальная 1100 баллов, которые распределены по таким категориям: следование требованиям законов, трудовая деятельность, финансовая дисциплина, культура поведения, бережное отношение к экологии и т. д. Местные администрации наделены правом предоставлять премиальные 100 баллов.

Ведение системы оценки социального доверия в Китае позволяет снизить количество аварий на дорогах и повысить сознательность китайцев

Оценка эффективности трудовой деятельности гражданина или компании фактически осуществляется благодаря обработке значительного объема данных, поступающих по различным каналам. В частности, на уровень «социального доверия» влияет поведение человека в общественном транспорте, обращение с мусором, нарушения правил дорожного движения и многое другое. Часть данных позволяют собирать системы видеонаблюдения, фиксирующие перемещения человека в населенном пункте, частично - социальные сети, в которых граждане высказывают свою гражданскую позицию.

Благодаря интенсивному развитию цифровых технологий и повсеместному размещению систем видеонаблюдения правоохранительные органы КНР способны в кратчайшие сроки определить местоположение любого гражданина и в подробностях составить его маршрут, что и было продемонстрировано во время проведения мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Другим источником информации о человеке служат сообщения от других граждан, однако для их проверки необходимо время – около семи суток. Известно, что система не может снижать баллы «социальной ответственности» более трех раз в год.

По данным китайских источников, введение «Оценки социального доверия» там, где она уже действует официально, позволило снизить количество нарушений правил дорожного движения, привело к повышению сознательности граждан при сортировке бытовых отходов.

Вполне естественно, что граждане КНР достаточно настороженно относятся к новации, поскольку опасаются, что их случайные слабости, огрехи в работе или поведении могут негативно сказаться на дальнейшей трудовой деятельности и экономическом благополучии. По отзывам китайских специалистов, применение новшества вполне оправданно в отношении узких групп, однако его использование по всей стране как сопряжено с дополнительными затратами, так и может негативно сказаться на внутренней политико-социальной обстановке.

В дополнение к сказанному отметим, что именно в КНР появилось такое философское учение, как легизм, сторонники которого призывали к записи всех законов, норм и правил, а также неукоснительному их следованию в целях развития государства. Примером победы идей легизма является Сингапур – город-государство, большинство граждан которого этнические китайцы. Как показывает опыт, именно следование жестким требованиям норм законодательства позволило Сингапуру достичь значительных результатов в экономическом развитии.