Главная » 2021 » Май » 20
 
15:00

Санитарные проблемы украинской армии: «Богдан-2251»

Один из первых автомобилей "Богдан-2251" на заводе-изготовителе, 2017 г. Фото "Богдан"

В 2016 г. вооруженные силы Украины запустили программу обновления автомобильного парка своей медицинской службы. В качестве санитарного транспорта на тот момент использовались машины еще советского производства, и их планировалось заменить современными автомобилями «Богдан-2251» собственной разработки. За несколько лет закупили большое количество таких машин, но их эксплуатация столкнулась с массой проблем.
 

Современная замена


До недавнего времени основным санитарным транспортом ВСУ оставались фургоны Ульяновского автозавода, выпущенные еще во времена СССР. Такая техника успела выработать ресурс, и ее дальнейшая эксплуатация оказывалась невыгодной и нецелесообразной. Требовалась замена в виде современной машины, полностью соответствующей актуальным требованиям.

В 2016 г. корпорация «Богдан» представила проект санитарного автомобиля «Богдан-2251», разработанного на основе существующей платформы с применением современного целевого оснащения. Утверждалось, что проект разрабатывался при участии специалистов министерства обороны и учитывает опыт работы военных медиков на передовой.

Осенью того же года машина прошла все необходимые процедуры и была рекомендована к серийному производству. Сборку техники запустили уже в ноябре. Сообщалось, что организация-разработчик может быстро развернуть массовое производство новой техники. Первую партию из 60 машин обещали передать к началу 2017 г., а до начала 2018-го ожидалась поставка 130 ед.
 

Интерьер медицинского модуля. Фото "Богдан"

 

Китайско-украинский продукт


Санитарный автомобиль «Богдан-2251» построили на основе двухосноного полноприводного шасси Great Wall Wingle 5 китайского производства. Подобные машины закупались в КНР и доставлялись на завод «Богдана» в Черкассах, где осуществлялась окончательная сборка. Утверждалось, что шасси дорабатывается и усиливается, после чего получает фургон с целевым оборудованием. Фургон выполнен быстросъемным и может демонтироваться для замены или установки на другое шасси.

Wingle 5 изначально представляет собой рамный пикап с двух или однорядной кабиной. В украинском проекте использован второй вариант. Кабина и моторный отсек остаются штатными и не получают дополнительной защиты. Автомобиль оснащен турбированным дизелем Great Wall 4D20 мощностью 143 л.с. и шестиступенчатой механической коробкой передач. Имеется раздаточная коробка с подключаемым передним приводом.

Сзади на раме крепится крупный фургон для медиков и раненых; она имеет простые прямоугольные формы и оснащена передним отсеком, нависающим над кабиной. Фургон выполнен из алюминиевых сэндвич-панелей и имеет теплоизоляцию. Доступ внутрь обеспечивается через дверь на правом борту и через корму. Медицинский модуль оснащен фильтровентиляционной установкой и обогревателем. Обе кабины получили голосовую связь.

Внутри фургона располагается несколько мест для раненых и санитаров. Справа и слева у стенок имеются крепления для носилок: двое устанавливаются слева и одни справа. Под ними находятся ящики для имущества, на которых также могут располагаться места для сидячих раненых. Еще два сиденья помещены у передней стенки фургона. «Богдан-2251» может перевозить до трех лежачих или до семи сидячих раненых, а также медика.
 

Первая партия серийных машин, апрель 2017 г.


Машина перевозит запас медицинских средств и медикаментов. Имеются крепления для капельниц и иного оборудования для оказания первой помощи и поддержания состояния больного до доставки в медучреждение. Состав оснащения определяется заказчиком в соответствии с его потребностями и возможностями.

Длина автомобиля с новым оснащением достигает 5,5 м, высота увеличилась до 2,5 м. Полная масса – 3,72 т, из которых 600 кг приходится на медицинский модуль. На это изделие потратили значительную часть грузоподъемности шасси, из-за чего «Богдан-2251» может перевозить только 375 кг полезной нагрузки. Экипаж автомобиля включает трех человек, включая двух медиков.
 

Проблемы на производстве


Первая партия новых санитарных автомобилей ожидалась в конце 2016 г., но эти планы выполнить не удалось. Первые машины передали в апреле 2017 г. В следующие месяцы заказчик получил еще 90 машин, но до реальной эксплуатации дошла только половина поставленной техники. Техника использовалась «в тылу» и в зоне т.н. антитеррористической операции. В течение нескольких месяцев такой эксплуатации 25 машин пришлось отправить на ремонт.

В начале 2018 г. было объявлено, что «Богданы-2251» в текущей конфигурации имеют ряд серьезных проблем. Основной причиной для ремонта становились поломки двигателя и топливной системы. Расследование показало, что личный состав небрежно относится к технике и не знаком с инструкциями по эксплуатации. Вследствие этого в баки машин вместе с дизельным топливом попадали вода и механические частицы.

Эксплуатанты отметили чрезмерную раскачку машины при движении. В некоторых обстоятельствах это не только ухудшало удобство езды, но и угрожало здоровью и жизни перевозимых раненых.
 

Интерьер кабины.


Отдельно необходимо отметить экономическую сторону проекта. По известным данным, шасси Wingle 5 стоит менее 8,7 тыс. долл. США. Стоимость готового «Богдана-2251» для ВСУ, в пересчете, превышает 30 тысяч. Оправдана ли такая наценка за медицинский модуль – неизвестно. Вероятно, в эту цену внесена коррупционная «наценка».
 

Новые недостатки


В начале 2018 г. был подготовлен список необходимых доработок конструкции из полусотни пунктов. Рабочая группа установила, что большую часть этих проблем можно исключить за счет правильной эксплуатации. Оставшиеся 20 требований приняли во внимание при доработке проекта. В частности, предусмотрели новый топливный фильтр с водоотводом. После доработки проекта производство было возобновлено, и в июне заказчику отправили первую партию машин нового производства.

В течение 2018 г. ВСУ получили 101 санитарный автомобиль доработанной конструкции. В следующем году заказчику передали еще 149 ед. Таким образом, в 2017-19 гг. в медицинских подразделениях украинской армии появилось 350 современных машин, что позволило закрыть их требования. Кроме того, удалось заменить большую часть устаревшей техники.

Однако поводы для радости отсутствовали. Не так давно в открытый доступ попал документ, датированный началом марта 2021 г. Согласно ему, к середине февраля в зоне т.н. АТО из строя вышло 28 санитарных машин. 26 ед. имеют различные поломки топливной системы, 1 понадобился ремонт двигателя, еще 1 – ремонт системы охлаждения. Причины таких поломок остались прежними и кроются в неграмотном обслуживании техники.
 

Медицинский отсек серийного автомобиля.


Вновь выданы рекомендации эксплуатационного характера, призванные исключить наиболее частые поломки. Помогут ли они на этот раз – большой вопрос. Буквально за пару лет «Богданы-2251», несмотря на доработку, дважды столкнулись с одинаковой проблемой. Это наводит на особые мысли и позволяет ожидать подобные события и в будущем.
 

Автомобиль на фоне современников


В целом санитарный автомобиль «Богдан-2251» нельзя признать однозначной разработкой. Этот образец имеет плюсы и минусы, а кроме того, существуют различные дополнительные факторы, способные оказывать решающее значение. Тем не менее, несмотря на все недостатки и проблемы, машина принята на снабжение и производилась серийно.

Главным плюсом «Богдана-2251» является сам факт его существования. ВСУ получили возможность заменить устаревшие автомобили с выработанным ресурсом и получить современную технику. Проблема отсутствия собственного производства необходимых платформ была решена за счет импорта. При этом выбранное шасси показывает достаточно высокие технические и ходовые характеристики и в целом соответствует предъявляемым требованиям.

В то же время, на китайское шасси поставили значительную нагрузку, из-за чего запас грузоподъемности сократился до минимума, и это ухудшает другие характеристики. Фургон оказался чрезмерно высоким для уверенного поведения на шоссе и бездорожье. Наконец, стоимость готовой санитарной машины слишком высока на фоне цены базового шасси.

Возникает очевидный вопрос: почему не самая удачная разработка дошла до производства и попала в войска, а выявленные недостатки не привели к отказу от нее? Ответ на него кроется в особенностях современного украинского подхода к снабжению армии. Корпорация «Богдан» имела и имеет серьезное лобби, способное продвигать ее разработки на всех уровнях – несмотря на их недостатки, чрезмерную цену и т.д. Итогом этого стал очередной крупный и выгодный заказ на технику для армии.
 

Один из первых "Богданов-2251" на параде, 2017 г.


Нельзя сказать, что вооруженные силы проиграли от этих процессов. Впервые за несколько десятилетий они получили возможность обновить парк медицинской техники и практически полностью отказаться от давно устаревших машин. Впрочем, цена этого оказалась слишком велика, поскольку «отдельные лица» пожелали в очередной раз получить свою долю армейского бюджета.
 

Санитарные перспективы


Таким образом, ВСУ получили 350 необходимых им санитарных автомобилей на современной базе, но с некоторыми недостатками. Благодаря своему количеству «Богданы-2251» будут оставаться главным образцом своего класса в течение длительного времени; скорая их замена не представляется возможной. Это означает, что украинским военным и автомобилестроителям необходимо как можно скорее решить проблему надежности и правильной эксплуатации техники – иначе она не сможет полноценно решать свои задачи и оправдывать чрезмерные траты на закупку.

Специфическая ситуация с санитарным транспортом известным образом влияет на боеспособность армии. «Богданы-2251» предназначаются для эвакуации раненых с передовой, и их поломки угрожают здоровью и жизням бойцов. В частности, это означает, что любая попытка устроить масштабные бои на Донбассе приведет к увеличению потерь: не только за счет пуль и осколков, но и из-за отсутствия помощи. Военному и политическому руководству Украины стоит учитывать такие риски. Конечно, если оно бережет и жалеет собственных солдат.



Источник

 
Просмотров: 163 | Добавил: wpristav | Рейтинг: 0.0/0

поделись ссылкой на материал c друзьями:

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка

Видеоподборка





Новости партнёров

Реклама




work PriStaV © 2021 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх