Главная » 2021 » Сентябрь » 13
 
02:42

Рыцари Столетней войны: первая униформа

Рыцари столкнулись с проблемой опознавания ещё в эпоху Крестовых походов, когда их собралось очень много, а вооружены и одеты все они были примерно одинаково. В то время большое значение имело опознавание по национальности, так как в походах принимали участие рыцари из разных стран Европы, а выглядели они все примерно одинаково, примерно так, как это показано на миниатюре из рукописи Геррады Ландсбергской «Гортус делициарум» 1195 года.Но только после первых двух походов, начиная с 1189 года красный крест стал исключительно знаком французов, англичане стали использовать белый крест, немцы выбрали традиционно чёрный, итальянцы – крест жёлтый, а вот бельгийцы – крест зелёного цвета. Но это касалось лишь эмблем, нашитых на одежду. В целом же система опознавания рыцарей на поле боя на начало Столетней войны оставалась традиционно феодальной. То есть это был герб на щите, герб (или гербы) на конской попоне и соответствующие гербу украшения на шлеме.

Рыцари Столетней войны: первая униформаРыцари XII в. Миниатюра из рукописи Геррады Ландсбергской «Гортус делициарум». 1195 г. Эльзасская библиотека банка Креди Мютюэль, Страсбург, Франция
«Битва тридцати» (1351). Миниатюра из «Сборника хроник из истории Бретани» Пьера ле Бу, 1480 г. Национальная библиотека Франции, Париж

А вот свита феодала уже начала понемногу одеваться в нечто однообразное по покрою и цвету. А так как на войну он прибывал в окружении слуг, то… возникла новая проблема: как отличать своих слуг от чужих? Зелёные, синие, красно-синие короткие куртки-джупоны стали массовой одеждой «вспомогательных контингентов», не говоря уже о наёмниках, ну, скажем, всё тех же арбалетчиках из Генуи. Поэтому приходилось перед боем укреплять на шлемах пучки соломы, наматывать повязки из белой ткани, что совершенно не гармонировало с богатством тех же рыцарских одежд, да и рыцарских слуг тоже.

Битва при Азенкуре. Миниатюра из «Хроник Сент-Олбанса» Томаса Уолсингема. XV в. Библиотека Ламбетского дворца, Лондон / Художественная библиотека Бриджмена

А далее, по мере развития воинского искусства, роль пехоты стала расти, и ей тоже понадобились свои средства опознавания. А как было распознать французов сторонников англичан, от французов сторонников… французов? Жан граф д’Арманьяк решил этот вопрос очень просто. Он приказал всем своим дворянам, равно как и просто сторонникам, и челяди носить на своей одежде прямые белые кресты. Белый крест, как символ Франции, упоминался с XIV в. Носили его и французские роялисты, сражавшиеся с бургиньонами в 1414 г. В середине XV века его стали использовать всё чаще и чаще. Так что со временем он стал своего рода противовесом красным крестам англичан и чёрным крестам бретонцев. Таким образом вопрос с опознаванием решился очень просто. Когда на голубую, красную, либо и вовсе посконную куртку нашивался белый крест любого размера, то было ясно, что перед тобой француз. Если же напротив – точно такой же крест был из ткани красного цвета, то – англичанин.

Битва при Монтьеле, 1369 г. между франко-кастильскими войсками, поддерживающими Генриха II и армией правящего Педро Кастильского, в которой он же и погиб. «Хроника…» Жана Фруассара, 1470 г. Национальная библиотека Франции, Париж

Бургундцев отличал косой крест красного цвета. Последний использовался на штандартах в армиях герцогов Бургундских со времён Жана Санса Пера (1371-1419). А затем уже в Гражданской войне между арманьяками и бургундами, где сражавшимся также пришлось столкнуться с английским и французским крестами, он очень пригодился, так как был совершенно не похож на прямой крест, и с его распознаванием никаких проблем не возникало. Использование косого креста (креста св. Андрея) было признано Аррасским договором 1435 года и распространено по всему Бургундскому государству.В 1370 г. изменился и сам герб Франции, на котором количество лилий — старинной эмблемы французского королевского дома — сократили всего до трех. До этого лилии буквально усыпали рыцарский щит или знамя.Ещё одной очень важной эмблемой для опознавания была орифламма — освящённое давней традицией одноцветное знамя Франции кроваво-красного цвета. Вместе с другими королевскими знамёнами её хранили в Реймском соборе и доставали из него только при необходимости защитить королевство, или для защиты христианской веры.

Сражение между англичанами и амьенцами. Последние в синих куртках с красными крестами. «Хроника…» Жана Фруассара, 1470 г. Национальная библиотека Франции, Париж
Битва при Невилл-Кросс. Произошла во время Второй войны за независимость Шотландии 17 октября 1346 года, в 800 м к западу от Дарема, в Англии. Шотландская армия численностью 12 000 человек во главе с королём Давидом II была разбита английской армией численностью приблизительно 6 000–7 000 человек во главе с Ральфом Невиллом, лордом Невиллом. Битва была названа в честь англосаксонского каменного креста, который стоял на холме, где стояли шотландцы. «Хроника…» Жана Фруассара, 1470 г. Национальная библиотека Франции, Париж

К средствам идентификации на поле боя с французской стороны относились 4200 знамён из чёрной ткани, с вышитым серебряными или золотыми буквами словом Justice («справедливость»). Дофин Карл в 1411 г. во время войны с герцогом Бургундским вручал такие знамёна командирам своих отрядов. Однако ими дело отнюдь не исчерпывалось. Известно, что в армии дофина был, например, флаг с изображением дельфина, и флаги с изображением святых: св. Михаила, в полном рыцарском вооружении поражающим змея, и св. Михаила – так же в полном вооружении и с обнажённым мечом в руке.У англичан были свои характерные для них длиннохвостые штандарты, причём у каждого из них возле древка находился белый прямоугольник с красным крестом св. Георга. Кроме того, использовалось королевское знамя: попарно разделённое на четыре поля полотнище красно-голубого цвета, с тремя золотыми леопардами в красных полях и золотыми лилиями (намёк на долженствующий быть английским французский трон!) в голубых.

Английские штандарты XV в.: 1 – короля Генриха V с 1415 г.; 2 – лорда Роберта Уиллогби с 1440 г.; 3 – сира Роберта Уоллеса с 1470 г.; 4 – графа Эдмунда Рооса с 1460 г.; 5 – сира Ральфа Гастингса с 1474 г.; 6 – сира Мейстера Гилфорда

Именно в годы Столетней войны начинает возникать что-то вроде единой униформы, которую, например, вводят при королевском дворе и у крупных феодалов, где начинают пользоваться одеждами определённых цветов и фасонов для того, чтобы выделить отдельные группы слуг или придворных. Так, сержанты-латники во время правления Карла V часто облачались в одежды синего и чёрного цвета. В 1382 г. Карл VI решил развить «чувство локтя» среди своих сторонников, и придумал, чтобы каждый член Компании Короля, начиная с него самого и заканчивая слугой самого низшего звания, и даже женщины, носили особые костюмы и использовали для одежды лишь определённые цвета и эмблемы. Причём только король и его советники могли решить, в какой момент можно было бы поменять эти костюмы.При этом большая часть эмблем для них отражала современную на тот день политическую ситуацию. Так, одной из эмблем являлся крылатый олень, которого Карл VI использовал до 1388 г., и ракитник, символ группировки «Мармузетов» (marmousette — фигурка, человечек), появившийся в конце его правления, и затем унаследованной Карлом VII. Эмблемы для придворных невысокого ранга делали из простых металлов, а вот эмблемы для высшей знати представляли собой настоящие произведения искусства и выполнялись из серебра или золота, покрытого эмалью. Обычно их нашивали на одежду таким образом, чтобы они были видны. Такой вот не слишком дешёвый знак лояльности венценосной особе.

Жанна д’Арк при осаде Парижа (1429). Миниатюра из «Вигилий на смерть короля Карла VII». Около 1483 г. Национальная библиотека Франции, Париж
Битва при Азенкуре. Миниатюра из «Вигилий на смерть короля Карла VII». Около 1483 г. Национальная библиотека Франции, Париж

Но особыми эмблемами для демонстрации своей преданности или лояльности пользовались не только при дворе, но и горожане, купцы, ремесленники, просто бюргеры, когда хотели подчеркнуть своё отношение к какой-то политической группировке или же популярной идее. Так, в 1375 г. в Париже очень многие носили капюшоны из красно-синей ткани в качестве знака солидарности с городским политическим деятелем Этьеном Марселем. В 1411 г. все члены из группировки парижан, носивших название кабошьенов, носили на голове синие шапочки, а два года спустя их противников стали отличать по белым шапочкам. Те, кто симпатизировал бургиньонам, имели шапки-корнеты, которые носили, заломив их направо, а арманьяки заламливали их налево.Ну и однообразная одежда тоже была своего рода униформой. Ведь закупались те же самые куртки-жаки, бригандины и джупоны оптом, и потому для большей дешевизны их шили из одинаковой ткани, которую тоже покупали тысячами ярдов. Поэтому у кого-то лучники были в белых куртках, так что им только и оставалось нашить на них красный крест, а кому-то белые куртки были попросту противопоказаны, потому что крест им нужно было нашивать на неё белый. И понятно, что поставщики одежды для королевской армии Франции выбирали либо голубой, либо красный, одним словом – любой цвет, на котором белый крест смотрелся бы отчётливо.

Пленение Карла Блуасского, герцога Бретонского, в сражении при Ла Рош-Дерьен. «Хроника…» Жана Фруассара, 1470 г. Национальная библиотека Франции, Париж


Источник

 
Просмотров: 111 | Добавил: Dmitrij | Рейтинг: 0.0/0

поделись ссылкой на материал c друзьями:

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка

Видеоподборка





Новости партнёров

Реклама




work PriStaV © 2021 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх