Главная » 2021 » Август » 26
 
07:58

Предвкушение и разочарование: колесная техника на «Армии-2021»

Форум «Армия» – это, безусловно, важное событие не только в военной сфере, но и вообще в жизни страны. Каждый уважающий себя милитарист мечтает побывать на этом красочном мероприятии. Однако ключевую роль выставки военно-технических достижений «Армия» постепенно теряет. Во-первых, потому что вооруженные силы завершают программу масштабного технического переоснащения. И многим компаниям в ближайшее время придется переводить свои цеха на гражданскую продукцию. Проводить, так сказать, диверсификацию. А, во-вторых, «Армия» проходит каждый год, и производители просто не успевают подготовить новинки. Настоящие новинки, разумеется, а не перекомпонованные бронетранспортеры и БМП. В этой связи можно привести примеры мировых авиа- и автосмотров, которые организуются раз в два года.

«Крым», который теперь не «Крым»

ВПК «Стрела». Фото: Виталий Кузьмин

На последних «Армиях» определенно не хватило шоу-стопперов, приковывающих внимание публики. Вот, например, танковый биатлон. Первоначально он собирал у экранов народу не меньше, чем традиционный лыжный. А сейчас? Не самые увлекательные соревнования на цветных танках, имеющие, по сути, только одну цель – повышение боевого мастерства российских танкистов. Почему до сих пор мы не видим на полигоне в Алабино «Армату»? Танк, имеющий высокий экспортный потенциал и представленный публике шесть лет назад, до сих пор не показан в деле. Почему не создать «спортивную» модификацию машины и не пересадить танкистов из России, Казахстана, Белорусcии, Вьетнама, Китая и других? Это была бы отличная реклама «Арматы» и, наконец, оживило бы интерес к танковому биатлону. А сейчас чем приходится привлекать внимание? Балеринами на МТО и шпагатом на двух стволах. Известный фоторепортер Виталий Кузьмин запечатлел несколько таких моментов нынешнего форума. Если это попытка эпатировать, то она, конечно, удалась. В нашей стране, как известно, нет черного пиара.

Представление в Алабино. Фото: Виталий Кузьмин

Вернемся к колесной технике.И начнем с симптоматичной премьеры «Армии-2021» спортивного родстера или купе для Военной автомобильной инспекции. Здесь есть все, что нужно для армии – задний привод, два места, низкий клиренс, мотор на задней оси и композитный кузов. Цирк продолжается в техническом описании к машине, где величина преодолеваемого брода указывается в 0,15 метра. Авторами разработки указываются специалисты «Военно-промышленной компании», но они, скорее всего, имели очень отдаленное отношение к родстеру. На самом деле строили спорткар в МГТУ им. Н. Э. Баумана, точнее, студенты и аспиранты из Межвузовской молодежной инженерно-технологической корпорации. Первые готовые машины, собранные, к чести конструкторов, из отечественных комплектующих, появились в 2013 году. С тех пор построили три прототипа, один из которых, очевидно, перекрасили в ливрею ВАИ и представили на суд зрителей «Армии-2021».

Спорткар «Крым» в первоначальном варианте... Источник: drive2.ru

Спорткар изначально не имеет жесткой крыши, но менеджеры проекта не решились представить аппарат в открытом варианте – поставили пластиковый колпак. Кстати, машина носит имя «Крым», а вот на форуме это просто «Родстер/купе». Стыдно было оставить первоначальное имя для мероприятия, где планируются иностранные делегации? В любом случае история с родстером для ВАИ выглядит печально. Никто из военных этот аппарат не купит, собственно, как не купят и на гражданском рынке. Для выхода на самоокупаемость «Крыму» нужны тиражи в несколько тысяч машин в год, а штучный выпуск выльется в головокружительную цену. Вот и проходится, безусловно, талантливым парням из МГТУ рекламировать машину в абсурдной спецификации.

...и в варианте для ВАИ. Источник: vk.com (Повернутые на войне)

Штучный товар

«Выполняя поручение Президента РФ» – именно так объясняют появление гражданского внедорожника-пикапа «Стрела» в «Военно-промышленной компании». И действительно, совсем недавно Владимир Путин открыто призывал военную промышленность оперативно переходить на мирный рынок. Мотивация проста – армия, в конце концов, насытится современной техникой, и поток заказов иссякнет. В «Военно-промышленной компании» восприняли все буквально и представили 3,5-тонную небронированную «Стрелу». К слову, разработчики так до конца и не определились, для кого эта техника: для военных или гражданских. На сайте Drive2.ru авторы предлагают то перевозить негабаритный груз, то устанавливать на крышу турель с «Кордом», либо вообще противотанковый «Корнет».

Брутальная «Стрела» двойного назначения. Источник: drive2.ru

Занимательной выглядит формулировка о том, что перед разработкой «проведен анализ рынка, определена возможная себестоимость производства с учетом потенциальной серийности». Много у нас продается автомобилей, снаряженной массой в 3,5 тонны? А если и продается, то кто заставит покупателя взять «Стрелу», а не заморские Toyota Sequoia или Chevrolet Suburban? При том, что цены, скорее всего, будут схожими. Безусловно, и у «Стрелы» будут свои покупатели, но они никогда не заберут даже части из полноценной серии. И это не досужие домыслы. Пример со штучными продажами конверсионного «Тигра» тому в доказательство. Все ведет к тому, что военно-промышленные компании неправильно понимают суть диверсификации, о которой говорил Путин. Замена брони на стальной прокат и легкая ретушь внешнего облика не сделает вчерашний армейский автомобиль успешным на рынке. И снова типичный пример – Ульяновский автозавод сейчас держится на плаву только за счет государственных заказов. Именно поэтому, если россиянину нужен относительно недорогой, но настоящий внедорожник, он должен покупать архаику из линейки УАЗа. Конверсия – это, прежде всего, разработка машин с использованием узлов военной техники, которую примет гражданский рынок. А для этого действительно нужен сложный маркетинг и немалые средства.

Что нового не увидим?

«Армия-2021» действительно вселяла надежды в плане колесной техники. В конце концов, это самый распространенный тип транспорта в вооруженных силах, и он стремительно устаревает. Эксперты очень ожидали новостей о пресловутой «Платформе-О» – о единственном пока полностью новом проекте отечественной автомобильной техники. Не дождались. И причин много. Во-первых, разработка откровенно буксует – авторы никак не могут избавиться от импортной зависимости, а также довести до ума сложнейшую полноуправляемую схему с мотор-колесами. Во-вторых, Белоруссия стала ближе и гораздо слабее: Минск уже ввел госурегулирование цен на тяжелую технику, а это совсем не признак здоровья экономики. Возникает вопрос, а зачем заморачиваться КамАЗу с «Платформой-О», если «братский» МЗКТ делает отличные аналоги?

Раньше «Платформа-О» была среди главных новинок форумов. Источник: sibnarkomat.livejournal.com

Сдержанный оптимизм вызывают новости о снижении уровня импортных деталей в отечественных бронеавтомобилях переднего края – к примеру, в «Тайфуне» и «Линзе». Доля отечественных компонентов в подобной технике достигает 70 %, и повышают её как могут. Например, ставят, наконец, российские пулестойкие колеса «Кама-НУ-401». Главный конструктор «Ремдизеля» (военный клон КамАЗа) Игорь Зарахович комментирует для издания «Военно-промышленный курьер»:

Вполне вероятно, заменителем танковозной части машин «Платформа-О» станет свеженький белорусский МЗКТ-741501-010. Параметры: двигатель ТМЗ 84632.10 V8 с рабочим объемом 17 240 см3 развивает 525 л. с., полная масса автопоезда – 93,5 т, максимальная скорость – 65 км/ч. Источник: autoreview.ru

«Новые колеса «Кама-НУ-401» предназначены для всех наших автомобилей, их производят в Нижнекамске. Сейчас они находятся в процессе государственных испытаний. После их завершения мы начнем комплектовать наши автомобили такими колесами».

Кстати, о «Ремдизеле» и КамАЗе. Как и много лет до этого автопроизводители ничего нового не представили, а только выкатили К-5350-К1 «Мустанг-М» с бронированной кабиной. Очевидно, какой-либо адекватной замены заслуженному КамАЗу серии 4310 не предвидится. Кстати, как и проектов по роботизации платформы. Так и не дождались на «Армии-2021» ходового прототипа автономного грузовика на базе КамАЗ-5350. В Набережных Челнах, к слову, над колесным роботом трудятся с 2015 года. Может, сказался мировой кризис полупроводниковой промышленности? Посмотрите, даже в гражданском автопроме отказались временно от обязательной установки комплекта Эра-ГЛОНАСС. Причина – в хронической нехватке чипов на производственной линии. Не хочется проводить параллели, но в США Oshkosh Defense уже лет семь предлагает тяжелые грузовики на автономном ходу для армии. Сколько это потенциально может спасти жизней, остается только догадываться.

К-5350-К1 «Мустанг-М». Фото: Виталий Кузьмин
Урал-66. Источник: voennoedelo.com

Заканчивать принято на хорошей ноте, поэтому остановимся на конкуренции. Она, оказывается, в военной промышленности России есть. Вот автозавод из Миасса представил на форуме капотный грузовичок «Урал-66». Название говорящее – уральцы готовят замену легендарному ГАЗ-66. Только дело в том, что замена уже давно есть в российской армии, и не одна. Со стороны Горьковского автозавода – это «Садко» и «Садко-NEXT», а КамАЗ уже давно поставляет военным аэродесантируемый 43501. Но конкуренция – это все равно хорошо.



Источник

 
Просмотров: 97 | Добавил: Dmitrij | Рейтинг: 0.0/0

поделись ссылкой на материал c друзьями:

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка

Видеоподборка
00:20:30


00:37:24



Новости партнёров

Реклама




Мини-чат
Загрузка…
work PriStaV © 2021 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх