Главная » 2021 » Ноябрь » 13
 
06:06

Первое оружие человека разумного. Чем Каин убил Авеля?

Первое оружие человека разумного. Чем Каин убил Авеля?

Все, даже люди абсолютно не верующие, разумеется, знают библейскую легенду о первом убийстве на Земле. Описывая произошедшее в юридических терминах сегодняшнего дня, мы можем сказать, что между братьями по крови Каином и Авелем на почве личной неприязни, вызванной некими преференциями, полученными Авелем от Господа Бога, решил убить его и, находясь с братом своим в поле, исполнил свой замысел. Так совершилось первое в истории человечества преступление, связанное с убийством одного человека другим. Но вот что интересно: почему-то в Библии, обычно сообщающей очень много всевозможных подробностей, описание данного события исключительно короткое. Более того, в нём не названо орудие убийства, и это очень странно.Дело в том, что другие виды тогдашнего оружия упоминаются в Библии очень часто. Например, нож упоминается 5 раз; меч 194; копьё 34 раза; лук 45 раз; праща – 4; секира – 3; палица – всего 1 раз. То есть если судить по частоте упоминаний видов оружия в тексте священной книги, то именно меч был в то время самым популярным и широко используемым оружием.

Первое оружие человека разумного. Чем Каин убил Авеля?Миниатюра 15 века. Уже тогда люди были озабочены выяснением, а чем всё-таки Каин убил своего брата Авеля?

Но можно ли было написать о том, что Авеля брат зарубил мечом? Наверное, нет, ведь меч – оружие воина, а с кем в то время мог бы воевать Каин? То есть оба брата были людьми мирными, что проистекает и из описания их занятий – Авель пастух, а Каин земледелец. Дальнейшее удивительно: «». С чего бы такое благоволение Бога к одному из братьев и негативное отношение к другому? То есть Господь сам же и спровоцировал этот конфликт, который мог бы и не разгореться, если бы его отношение к братьям было бы одинаковым.Но не будем пенять на Господа, ибо неисповедимы пути его, и чего он хотел добиться, совершив такую несправедливость, мы никогда не узнаем. Разве что он проник в душу Каина, увидел, что он «нехороший человек» и решил окончательно в этом убедиться, оставив ему чуточку свободной воли, которую он и использовал на… убийство.

«Каин и Авель». «Мастер Бертрам». Грабовский алтарь 1379 года, сделанный для церкви святого Петра в Гамбурге (сейчас он находится в Кунстхалле в Гамбурге)
«Каин и его семья», 1585 г. Паоло Веронезе (1528-1588). Здесь у него в руке увесистая дубинка…

В данном случае нам интереснее вопрос об оружии, которым это убийство было совершено. Если это не меч, не копьё, и не палица, то чем ещё можно умертвить человека в поле, к тому же пастуха, то есть человека, привыкшего к физическому труду? Во-первых, Каин, восстав на Авеля, мог встать с земли, где они оба сидели, взять при этом в руку камень и… ударом в висок лишить своего братца жизни. Итак, первый претендент на орудие убийства – обычный камень.И тот, и другой могли ходить с посохом. Такое в примитивных обществах было в обычае. С посохом в руке отправляется на битву с Голиафом юный Давид. Кстати, слово посох встречается в Библии 6 раз. Так что посох мог быть не только у пастуха Авеля, но и у злого завистника Каина, который вполне мог завести его только потому, что у Авеля он был, а у него, Каина, не было! И вот посохом-то он его и забил!

Панель Гентского алтаря, 1432 г. Ян ван Эйк (ок. 1385-1441)
Классика жанра: «Библия Гюстава Доре в иллюстрациях»

А может быть, зарезал ножом? Нож мог, скорее всего, быть как раз у Авеля. Ведь это же он был пастухом, а не Каин.Забил дубинкой или же просто задушил? Тоже вполне возможно, но… не доказано!То есть вопрос, чем Каин убил Авеля, остаётся открытым в течение тысячелетий. Но люди постоянно пытались дать на него ответ, и в первую очередь это были художники, люди творческие и с фантазией. Вернёмся ещё раз к разговору о непосредственном орудии этого убийства. В Библии этот эпизод описан всего одной фразой: «

Одно из наиболее ранних изображений сцены «Каин убивает Авеля», мозаика главного нефа Собора Рождества Пресвятой Богородицы в Монреале, между 1183 и 1189 годами, Сицилия, Италия

». Поэтому художники были совершенно свободны выбирать любое оружие, задумав композицию своих картин. И вот что интересно: нигде, ни на одном из живописных полотен или где-то ещё Каин не убивает своего брата голыми руками — художник обязательно рисует какой-нибудь предмет, кроме того – художники эпохи барокко обычно изображали братьев нагими. Ну да – им хотелось показать красот человеческого тела. Но, скорее всего, они хотели этим самым подчеркнуть древность происходящего, и что Авель и Каин принадлежали к первобытным существам, которые только-только начинали пользоваться какими-то орудиями.Но давайте посмотрим на изображённые ими орудия убийства: Даниель Креспи «Каин убивает Авеля», 1620 г. (дубина), Питер Пауль Рубенс «Каин убивает Авеля», 1608-1609 гг. (дубина), Лука Джордано, «Каин убивает Авеля», 17 в. (челюсть животного), Филиппо Витале, «Каин убивает Авеля», 17 в. (лопатка животного), Пер Франческо Маззушелли, «Каин и Авель», 17 в. (дубина), Михиль Кокси, «Смерть Авеля», 1539-1550 гг. (опять челюсть), Алесссандро Роси, «Каин и Авель», 17 в. (опять челюсть, лежит рядом с телом).

Причём сначала всё было по-хорошему. Но вот потом… «Каин и Авель работают в поле», 17 в. Виллем ван Херп Старший (1614-1677)
А потом решили они принести жертву… «Жертвоприношения Каина и Авеля», Виллем ван Херп Старший (1614-1677)
«Каин убивает Авеля», 1760-1780 гг. Гаэтано Гандольфи (1734-1802)

Интересно, что о челюсти, как об орудии убийства Каином Авеля, было сказано в книгах религиозного содержания. Хотя трудно себе представить, как это можно написать сверх того, что написано в Библии?! Но есть, например, очень ранний литературный источник, где челюстная кость осла является орудием этого убийства — комментарий VII века н.э. к книге Бытия «Кентерберийская школа Теодора и Адриана». Позднее эта история про челюсть стала встречаться во множестве христианских комментариев к Библии и сборниках легенд, что, разумеется, выглядит довольно… глупо. Ибо кто из живших тогда людей мог бы похвастаться тем, что получил откровение от Бога, да ещё и по столь важному вопросу. Хотя… «особенные» люди были всегда.Впрочем, люди Нового времени довольно рано познакомились и с поэмой Гесиода «Труды и дни» и вполне могли почерпнуть из неё идею сменявших друг друга веков: золотого, серебряного, медного и железного.

Абрахам Блумарт (1564-1651), 1590-е гг.

(Гесиод. Труды и дни)«

Первая страница издания «Трудов и дней» на древнегреческом с параллельным латинским переводом. Базель, 1539 г.

» – пишет Гесиод о людях железного века, но… об орудиях из камня нигде не говорит. То есть каменные орудия были ему незнакомы, как незнакомы они были и более поздним живописцам. Поэтому на художественных полотнах мы и не встречаем изображения Каина, убивающего Авеля каменным топором. Но вот примитивизм их бытия уже тогда ими ощущался совершенно явно и по возможности подчёркивался ими изображением самых примитивных орудий убийства!Самыми распространёнными, судя по картинам мастеров 16-17 вв., были дубина и челюсть осла, благо она упоминается в тексте Библии как оружие Самсона, избивающего ей филистимлян. То есть очевидно, что знакомые с этим местом из Библии художники считали, что если уж ослиной челюстью пользовался Самсон, то… что мешало воспользоваться ей же и Каину? Так это или нет, верно ли это суждение или ошибочно, сказать сейчас невозможно, но то, что ослиная челюсть в руках Каина встречается на картинах даже чаще, чем дубина – несомненно.

«Каин и Авель». Рейнольд Бегас (1831-1911), бронза, 1895 г. Немецкий исторический музей
Кремневый кинжал из Хиндсгавля. Найден в 1876 году в округе Хиндсгавль, является национальным достоянием Дании и признан одним из самых прекрасных образцов каменного оружия, когда-либо изготовленного рукой человека. Сделан из розового кремня. Длина около 30 см, толщина менее сантиметра в клинковой части. Изображён на датской банкноте в 100 крон. Национальный музей Дании, Копенгаген

Интересно, что современным художникам библейские сюжеты стали не интересны. А жаль! Можно представить себе целую серию картин, мастерски изображающих человеческие тела Каина и Авеля, и разные варианты убиения последнего. На одном из полотен он убивает братца камнем, на другом – коварно душит со спины, на третьем – забивает посохом, на четвертом… выхватив типичный для каменного века кремневый кинжал, вонзает его в грудь Авеля. А почему бы не воспользоваться ему острым рогом антилопы или горного козла? В эпоху примитивных орудий труда такое вполне могло быть. А обрядить обоих вполне можно было бы в одежду из шкур, подобную одеяниям героев кинофильма «Миллион лет до нашей эры».

Можно дать Каину в руку и такой кинжал, попроще. Тоже найден в Дании. Национальный музей Дании, Копенгаген
Каменные топоры (для мотыг они тоже подходят!) конца эпохи неолита, ок. 3000-1800 гг. до н.э. Музей Тулузы, Франция

Более того, если уж мы говорим об орудиях труда именно двух братьев, то пусть, скажем, оба они будут при медных или бронзовых ножах, одеты в грубошерстные туники и… один с пастушеским посохом, а вот другой… с каменной мотыгой на длинной деревянной рукоятке! Ибо какое тогда могло быть земледелие? Мотыжное! Вот Каин своего брата крестьянской мотыгой и забил! Так ли это было или нет, но картина – если, конечно, художник постарается, может получиться просто потрясающей во всех отношениях.



Источник

 
Просмотров: 147 | Добавил: Dmitrij | Рейтинг: 0.0/0

поделись ссылкой на материал c друзьями:

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка

Видеоподборка
00:46:50


00:37:01



Новости партнёров

Популярное




Мини-чат
Загрузка…
work PriStaV © 2021 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх