Главная » 2020 » Октябрь » 25
 
21:30

Китай. О строителях его Цивилизации и Империи

Странные люди эти китайцы. Шихуанди держал их предков в чёрном теле. Многие из них сгинули не только в войнах, но и в 38-летнем омуте строительства его гробницы, некоторых по его приказу закапывали живьём. А китайцы, глупые, через две с лишним тысячи лет не только не забыли  своего Первого Императора, но и памятники ему сооружают.

А в конце ХХ века даже создали Музей Терракотовой армии Цинь. Но о нём расскажу в конце этого поста, или в следующем материале, а пока, - о «глупых» китайцах и об Империи с её строителями.

Какие реки были кормилицами и воспитательницами Китайской Цивилизации ? – Янцзы, Хуанхэ и Сицзян (у нас эту реку называют Жемчужной, хотя у китайцев она так называется лишь в ее нижнем течении).

Сперва вспомним, где эти реки находятся, как осваивались их бассейны, и как заселены они сейчас.

Китайские летописи началом Небесной империи считают Потоп. Так, в начале классической книги «Летопись» написано:

--- Вышедшая из берегов вода вселяет в меня ужас (говорит Яо); эти вышедшие воды затопляют всё. Яо приказал Иу регулировать течение воды. Отныне вода будет течь по руслам, и это будут реки Хуанхэ, Цзи и Хань. Когда опасность потопа миновала, люди поселились на умиротворенной земле.

Иу, в дальнейшем, стал императором, построил плотины и упорядочил течение вод, после того как заставил Хуанхэ и Янцзы течь по своим руслам и сделал землю пригодной для жилища людей, приступил к организации государства, разделив его на девять провинций.

Карты этих провинций, или областей, он начертал на бронзовых вазах; дальше рассказывается, как Иу приступил к разделу земли и к обложению жителей каждой провинции налогом, сообразуясь с плодородием почвы.

Расселение же китайцев по территории Поднебесной шло таким образом: из области «Желтой земли» племя  «ста семей/фамилий» направилось на восток, вниз по течению Хуанхэ; путь на запад и на север был прегражден монголами-кочевниками, и, кроме того, области к западу и к северу от Хуанхэ были неплодородны, поэтому китайцы должны были завоевывать области в бассейнах Янцзы и Ханьцзян, постепенно покоряя дикие племена. В эпоху Менция «татуированные варвары» занимали ещё весь южный Китай, но китайская культура проникла сюда через юго-восточные притоки Янцзы...

Эта необходимость последовательного завоевания трех речных бассейнов является причиной запоздания китайской цивилизации, так как китайцам приходилось начинать свою работу несколько раз. Китайцы хорошо сознавали зависимость их цивилизации от рек; они отлично понимали роль и значение великих рек в деле создания их государства Недаром на их образном языке правительство и власть обозначаются понятием текущей воды.

Значительная часть  китайцев и сейчас живет там же, где творилась основная история Китая - на равнинах крупных рек, занимающих малую часть страны.

Исторический центр Китая - Северо-китайская (или просто – Китайская ) равнина, северной границей которой являются Пекин и Великая Стена. Ютится этот центр здесь, в границах небольшого зеленого участка:

А вот как выглядит район влияния этих рек:

http://aftershock.news/?q=node/207498     3 февраля, 2014

Царство Цинь.  Укрощение рек, - в помощь и Оралу, и Мечу

К Цинь Шихуанди и его предшественникам в царстве Цинь, китайцы относятся примерно так же, как Великий Маленький Дэн отнёсся к Великому Большому Мао.- Отдавая им 70% в соотношении прав/неправ.

Правы Шихуанди и Ко, по мнению китайцев, были в том, что делали шаги, необходимые для решения больших задач: заставляли объединяться находившиеся под их началом большие массы людей в совместном труде. Причем, делалось это не только во имя Меча, но и во имя Орала.  Хотя бы и помогающего Мечу (а разве иначе делается ?).

Показателен в этом плане пример из времен борьбы царства Цинь за право создать Срединное Царство и верховодить в нём.

Правитель царства Цинь в 316 году до н.э. разгромил царство Шу. А через 30 лет после этого (то есть, в 286 году до н.э.) в царстве Цинь задумали проделать то же самое с царством Чу. Но – победа не случилась.

По причине невозможности обеспечения нормальной кормежкой 100-тысячной армии царства Цинь. То есть, - обоз подкачал.

Пришлось тогдашнему правителю Цинь искать комплексное решение проблемы. Для чего понадобилось найти нужного человека, способного подобное решение придумать. Талантливые управленцы ни в какие времена на дороге не валяются. Так что человека соответствующей квалификации удалось отыскать лишь в 272 году до н.э.

Им оказался молодой, энергичный и образованный управленец Ли Бин, которого начальство (правитель Цинь) направило в область Шу (теперь - Западная Сычуань), чтобы превратить эту область в стратегическую базу будущих завоеваний

Мудрый управленец выдал на-гора детальный и рассчитанный на несколько лет план действий.

Мудрость заказчика-правителя заключалась, кстати, не только в том, что он смог найти нужного ему «кадра», но и в том, что он, как и многие успешные китайские Правители, готов был терпеливо ждать результатов работы выбранного им человека.

И Би Лин оправдал доверие Правителя, хотя работа ему предстояла очень нелёгкая. Он должен был прорыть судоходный канал и направить русло реки Миньцзян (приток Янцзы) через город Ченду/Чэнду, обеспечив этим военные поставки. При этом следовало уберечь города Сычуаньской (Чендуской) равнины от опасности наводнения.

Обследовав местность, Ли Бин решил построить канал и дамбу Дуцзянъянь на границе гор Юйлэйшань и равнины на изгибе реки Миньцзян.

И не стал преграждать путь реки плотиной. Вместо этого он решил регулировать течение реки. При этом Ли Бин руководствовался даосской идеей следования закону природы и натуре воды, или идеей «покорения непокорного покладистостью».

Десятки тысяч человек были привлечены для строительства дамбы и канала. Материалы были местные. Крестьяне из бамбука изготавливали клетки, наполняли их камнями и крупной галькой и на лодках свозили к середине реки.

За 14 лет в центре реки Миньцзян была построена водораздельная дамба, похожая на огромную рыбу, которая своим ртом делила реку на внутреннюю и внешнюю части и канал, направляющий воды реки на Чендускую равнину. Восточная река называлась Нэйцзян (внутренняя), она протекала у подножья гор и должна была через канал подводить воду к г. Ченду и далее орошать страдающую от засухи плодородную равнину. Западная река называлась Вайцзян (внешняя), она оставалась главным течением реки и служила для сброса паводковых вод.

Плотина состояла из трёх отделений: сама плотина в виде рыбьего рта (Юйцзуй), устье Баопинкоу (вход в канал) и хвостовая часть «рыбы» — дамба Фэйшоянь. Юйцзуй разделяла реку на внутреннюю и внешнюю, в обычном режиме 60% воды попадало во внутреннюю реку для орошения Чендуской равнины и судоходства, а 40% — во внешнюю реку.

Во время наводнений 60% воды по речному изгибу попадало во внешнюю реку, после чего по основному руслу реки уходила в реку Янцзы, а узкий проход канала сдерживал излишнюю воду, не пуская её на равнину, вода разворачивалась и через дамбу Фэйшоянь сливалась с внешней рекой.

После окончания строительства дамбы, следовало ежегодно в засушливое время очищать русло реки, и рабочие должны были откапывать его до определённой отметки. Отметкой служили каменные лошади, закопанные Ли Бином в устье Баопинкоу, которые впоследствии были заменены железными столбами.

Чтобы река потекла к г. Ченду/Чэнду, следовало через гору Юйлэйшань, преграждавшую путь воде, прорыть судоходный канал. Порох в те времена ещё не был изобретен, рабочие могли использовать только долота и каменные молоты.

С такими орудиями труда на работу ушли бы десятки лет, но Ли Бин придумал выход — раскалывать камень путем накаливания до красна огнём а потом поливать его водой, после чего он становился хрупким и трескался. Затем уже рабочие начинали долбить камень.

За 8 лет в горе был прорублен канал шириной 20 метров, по форме напоминающий горлышко сосуда, за что и получил название Баопинкоу — горлышко драгоценной вазы, и вода до сих пор поступает по нему на орошение плодородных полей Сычуаньской равнины.

Благодаря строительству канала экономика провинции Сычуань небывало процветала, и все последующие правители империи рассматривали равнину Ченду/Чэнду как важную стратегическую и продовольственную базу — система управления водными потоками с помощью оригинальной дамбы  Дуцзянъянь безотказно работает начиная с эпохи Троецарствия и до настоящего времени...

Итак, через 14 лет после начала строительства в 256 году до н.э., дамба Дуцзянъянь была завершена. В 223 году до н.э. огромная армия царства Цинь добралась по реке Миньцзян на военных кораблях до реки Янцзы и разгромила царство Чу, после чего император царства Цинь объединил весь Китай в одну империю, положив начало первой династии Цинь. Имя императора — Цинь Шихуанди.

За века образ Ли Бина в памяти народа слился с образом легендарного героя Юя — усмирителя Потопа. По преданию, чтобы избежать наводнений, Ли Бин сражался с божеством реки в виде схватки двух быков, а в более поздние времена божество реки изображалось в виде дракона, которого Ли Бин приковал цепями к проходу, прорубленному в горе.

В древние времена над комплексом плотины располагался родовой храм правителя Ванди княжества Шу. В память о Ли Бине и его сыне со времен правителя Цизянь У (494-498г.г.н.э.) в храме стали поклоняться Ли Бину, и храм стал называться храмом Чундэ. Во времена династии Сун (960-1279 г.г. н.э.) Ли Бину и его сыну императором был пожалован титул вана (князя), и храм стал называться Эрван — храмом двух богатырей, или ванов, около него и находятся сейчас памятник Ли Бину и его сыну.

http://aftershock.news/?q=node/206173    

Успехи земледелия заложили прочную основу для военного могущества Цинь. За тридцать лет это окраинное полудикое царство разгромило всех соперников и объединило Китай.

Вход в храм украшают наставления, оставленные Ли Бином, - основы гидротехнической мудрости Китая. Вот "наказ из шести иероглифов":

"Дно делайте глубже, дамбы насыпайте пониже".

А вот "истинное речение из восьми иероглифов". Черные знаки на мраморной доске поучают:

"Канал поворачивает - срезайте углы. Канал прямой - углубляйте середину".

С иероглифа "середина" начисто стерта черная краска, и он почти неразличим на фоне белой стены. Забава стоящих рядом китайцев позволяет догадаться о причине этого. Они по очереди встают напротив этого иероглифа, поворачиваются кругом с закрытыми глазами и, вытянув вперед руку, идут к нему, явно желая коснуться его рукой. Почти все промахиваются под веселый хохот товарищей. А дело в том, что знак "середина" означает буквально "сердце", и все изречение можно прочитать иначе: "Достигаешь прямоты, исходя из сердца". Оказывается, в Китае и техническая инструкция может быть написана поэтически-иносказательным языком и притом способна учить морали!...

http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Duczyan-yan-.-Kitajskij-mif

Что мы видим на этом примере приручения водной стихии во времена царства Цинь ?

Во-первых, налицо долготерпение, причём со стороны не просто жёстких, а часто, - жестоких предшественников Первого Императора. Которые не просто смогли найти нужного им «кадра», но, как и многие успешные китайские Правители, готовы были терпеливо ждать результатов работы выбранного ими человека. А не сучить ножками в истерике: «Нет, нет, нет, я хочу сегодня, нет, нет, нет, я хочу сейчас!».

Во-вторых, претворить свой замысел в жизнь Ли Бин не смог бы без жесткой вертикали власти, созданной в царстве Цинь с помощью легистов. То есть, в тот момент такая система была крайне уместна.

 http://aftershock.news/?q=node/205466

Ведь без нее ему вряд ли удалось бы мобилизовать необходимые для проекта десятки тысяч людей и удерживать их на месте работы в течение почти 15 лет.

Тогда как благодаря такой вертикали,  задуманная Ли Бином система уже более 2000 лет работает на благо Поднебесной, орошая 67 000 га земель и не допуская наводнений.

Разделенная Ли Бином на рукава река Миньцзянь в наше время

http://aftershock.news/?q=node/206173    

И в-третьих, умение «соединять свои усилия на общей работе для отражения общей для всех угрозы» так с древних времён и вошло в кровь китайцев.

Ту же привычку, - наработанную в результате многовекового опыта сплочения для защиты от набегов ворогов разных мастей -  никому не удаётся искоренить у русских и иранцев. Членов Святой Троицы :

--- Задолбали упыри иноплеменные, и слышится из осаждённых крепостей, -

Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!

– И через некоторое время упыри превращаются либо в пленённых, либо в убиённых. Либо, - ураганом панического бегства унесённых.  

Либо, в случае с Китаем, - в неспешно удушённых и переваренных огромным Драконом.

http://thesaker.is/button-up-yer-bungholes-boys-n-girls-cuz-baba-beijing-is-bringing-on-the-badass/

Там иногда, - если Упырь слишком неаппетитный – в дело вступает Панда и делает из Упыря полуфабрикат для «цыплёнка-табака»



Источник

Просмотров: 117 | Добавил: kravcov_ivan | Рейтинг: 0.0/0

поделись ссылкой на материал c друзьями:

 

Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения редакции
Всего комментариев: 0
avatar
Другие материалы по теме:


Учётная карточка

Реклама





Видеоподборка
00:53:01

00:10:26

00:38:32

00:01:39

00:08:20

Новости партнёров

Мини-чат
Загрузка…
work PriStaV © 2021 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх