Главная » 2021 » Октябрь » 5
 
18:04

Голодный «Волк». Одиссея германского вспомогательного крейсера «Вольф»

В конце 1916 года из Киля в обстановке строгой секретности вышел в море вооруженный гражданский пароход «Wolf» («Волк»). Тогда ещё никто не знал, что его плавание продлится больше года и что этому кораблю суждено войти в историю как самому результативному рейдеру немецкого императорского флота.Вначале казалось, что поход корабля «Вольф» (SMS Wolf) обречен на неудачу. 30 ноября 1916 года корабль под командованием корветтен-капитана Карла-Августа Нергера (Karl-August Nerger) покинул Киль. Это была уже третья попытка прорваться через морскую блокаду флотов Антанты. Выход осуществлялся в условиях полной секретности. Даже собственные дозорные корабли не были оповещены о предстоящей операции. О целях её не знали даже члены команды. Риск был очень велик: вооружение корабля замаскировано и к тому же покрыто льдом в условиях разразившегося шторма. А скрыться от боевых кораблей довольно тихоходный пароход не смог бы. Но и этого было мало: штормом сорвало шлюпку, а ящик с сигнальными ракетами загорелся. И, как вспоминал впоследствии капитан Нергер, «море осветилось, как днём». Несмотря на все недобрые предзнаменования, капитан решает продолжить поход. 347 морякам на борту оставалось лишь молиться. Но удача в этот раз на их стороне. Что ожидает этих «каптеров» в многомесячном плавании?

Голодный «Волк». Одиссея германского вспомогательного крейсера «Вольф»Вспомогательный крейсер «Вольф» (SMS Wolf). Внешне ничто не выдаёт в этом пароходе военный корабль

Сразу после начала войны в 1914 году британский флот начал блокаду Ла-Манша и выходов в Cеверное море. Вместо того чтобы вступить в решительное сражение с Grand Fleet, как планировалось ранее, германский флот сосредоточился на нарушении неприятельского судоходства. Для этой цели используются, с одной стороны, недавно появившиеся подводные лодки, с другой – крейсеры и вспомогательные крейсеры. Вначале в качестве вспомогательных крейсеров использовались быстроходные пассажирские лайнеры, такие как «Император Вильгельм Великий» или «Королева Луиза». Но вскоре в этой роли их сменили грузовые пароходы. Они хотя и имели меньшую скорость, но расходовали при этом гораздо меньше угля. Из всех германских вспомогательных крейсеров семь были потоплены, два – интернированы. Лишь одному из них – «SMS Moewe» («Чайке») – удалось совершить два боевых похода и вернуться в Германию.

Вспомогательные крейсеры кайзеровского флота

Командир «Вольфа» корветтен-капитан Карл-Август Нергер.

«Вольф», как и другие немецкие вспомогательные крейсеры, был переоборудованным грузовым пароходом. «В девичестве» он назывался «Вахтфельз» и принадлежал судоходной компании Bremer-Hansa-Linie. Но теперь пришло время послужить императору: не раскрывая себя, в тысячах миль от родных гаваней и без поддержки собственного флота нарушать морские коммуникации стран Антанты и отвлекать на себя их морские силы. Снабжать себя топливом и продовольствием можно было лишь за счет трофеев. Полагаться можно было лишь на себя – связь с родиной была невозможна из соображений секретности и огромного расстояния. Ясным днём 16 января 1917 года, преодолев 8 000 морских миль, «Вольф» достиг мыса Доброй Надежды. Обливаясь потом, моряки вывалили за борт первые мины. Всего их на борту насчитывалось 465 штук. Расчет был на то, чтобы превратить считающиеся безопасными маршруты в смертельные ловушки. Вооружение включало также семь 150-мм орудий и четыре торпедных аппарата. Все они были хорошо замаскированы.

Полагаться лишь на себя

Вооружение рейдера.Слева – один из четырёх торпедных аппаратов.Справа – одно из семи 150-мм орудий.Кроме того, на борту имелись ещё три 52-мм орудия.

Капитан Нергер стремится поначалу воздерживаться от захвата судов, так как в этих водах легко нарваться на британские военные корабли.

Постановка мин с борта «Вольфа»

Лишь 27 января «Вольф» добыл свою первую жертву – британский пароход Turritella. Все такие нападения проходили по одному сценарию: завидев неприятельское судно, вспомогательный крейсер начинал сближение, а затем поднимал военный флаг. Почти всегда хватало лишь демонстрации вооружения, до того замаскированного, чтобы заставить жертву сдаться. В случае с судном «Turritellа», пришлось дать предупредительный выстрел перед носом. После этого на «британца» высадилась призовая команда и взяла его под контроль. Затем содержимое трюмов жертвы перегружалось на «Вольф», а команда помещалась в специально приготовленные для этого помещения. Затем ограбленное судно топили. Экипаж подвергался допросу – это, наряду с прослушиванием радиоэфира, было единственным источником информации о текущем положении в мире и ходе войны. «Вольф» был хорошо приспособлен для ведения одиночной охоты, 135-метровое судно имело дополнительное бронирование, а силуэт можно было в течение нескольких часов поменять до неузнаваемости силами экипажа. Запасы угля, продовольствия, запчастей составляли 6 300 тонн, что позволяло действовать автономно в течение нескольких месяцев без их пополнения. И, наконец, чудо техники – «Волчонок» (Woelfchen) – гидросамолёт «Friedrichshafen FF.33», позволяющий вести разведку на бескрайних просторах океана. Дальнейшее показало, что «Волчонок» способен и на большее.

Схема минных постановок в районе Бомбея. Источник: seawarpeace.ru
Опасная находка. Морская мина, выброшенная на берег в районе Бомбея. Отчаянные индийцы вывозят её на повозке, запряженной волами.

Первая добыча

Бортовой гидросамолет «Волчонок»

22 мая 1917 года «Вольф» стал на якорь у идиллического тропического острова Рауля (в южной части Тихого океана). 175 дней нахождения в море дорого дались кораблю и экипажу. Машины требовали ремонта. Именно поэтому капитан Нергер выбрал этот одинокий остров, находящийся севернее Новой Зеландии – во время шестидневного ремонта охотник сам мог превратиться в добычу. Но уединение оказалось обманчивым. Вблизи острова проходил голландский пароход «Вайруна», оснащенный радиостанцией.Заметили ли они «Вольфа»?Одно сообщение по радио с указанием местоположения рейдера означало бы конец похода. Решение было принято без промедления – «Волчонок» с бомбами под крыльями взмывает в воздух. Быстро настигнув «Вайруну», аэроплан сбросил предупредительную бомбу перед носом парохода – это имело эффект. Экипаж сбросил за борт радиооборудование и сдался. На борту находилась богатая добыча: молоко, сыр и главное – 1 200 тонн угля.Что только ни попадалось каперу на захваченных судах во время долгого плавания: различные металлы, чай, шелк, каучук, а кроме того, игрушки, лакомства… На захваченном пароходе «Джон Кирби» попались даже два автомобиля, но они были выброшены за борт. А ещё – пленные, к концу рейда их набралось аж 467, в том числе капитаны захваченных судов. Все они, с одним-единственным исключением, терпеливо выносили лишения плена.

«Вольф» обнаружен?

Пленные получают еду. На переднем плане – замаскированное 150-мм орудие.

27 сентября 1917 года в районе Мальдивских островов «Вольф» заметил потенциальную добычу – японский пароход «Хитачи-Мару». Однако в этот раз всё пошло не по привычному сценарию – гражданское судно было вооружено 125-мм пушкой и не собиралось сдаваться. В первый и последний раз за весь поход заговорили 150-мм пушки «Вольфа». Японцы мало что смогли этому противопоставить. Немецкие снаряды поразили японское орудие и радиорубку. На «Хитачи-Мару» погибли около 20 человек. В конце концов, японский капитан Сиедзу Томинага вынужден был сдаться. Он стал единственным из капитанов судов на пути немецкого рейдера, решившимся оказать сопротивление, которое было тщетным. Он не смог простить себе гибель своих подчиненных и после нескольких недель пребывания в тяжелой депрессии покончил с собой, спрыгнув незамеченным за борт. «Хитачи-Мару» стал для немцев очень ценным призом. Долгое время он с немецким экипажем следовал за «Вольфом» в качестве транспорта, а впоследствии с него была снята часть котельного оборудования.

«Вольф» открывает огонь

Команда рейдера наблюдает за потоплением барка «Dee»

Наконец, пришло время возвращаться на родину. Это сопровождалось многими опасностями – корабли Антанты контролировали большую часть Атлантики. Но и теперь удача была на стороне немецких моряков. На обратном пути им удалось захватить французский барк «Маршал Даву» и четырёхмачтовый норвежский «Стёреброр». На борту «француза» находились в том числе элитные вина, что позволило немецким морякам хорошо отпраздновать Рождество перед тем, как начать опасный путь через британскую блокаду. 27 февраля 1918 года, проведя в море 451 день, «Вольф» вернулся в Киль. Никто уже не ждал его. Более чем за месяц до этого адмиралтейство записало рейдер в число пропавших и разослало уведомление об этом членам семей экипажа.

Домой!

Возвращение «Вольфа» в Киль

Теперь же население Киля с ликованием встречало возвратившихся героев. Моряки парадом прошли через центр города. Капитан Нергер был награжден орденом Пур-ле-Мерит (Pour le Mérite, «За заслуги»), а все остальные члены команды – орденами «Железный крест». Это стало последним успехом кайзеровского флота. Восемь месяцев спустя в Киле началось матросское восстание, ставшее толчком к падению монархии.

Триумфальный проход экипажа «Вольфа» через Берлин. Снимок сделан возле Бранденбургских ворот. Слева – капитан Нергер.
Военный губернатор военно-морской базы Киля адмирал Густав Бахман вручает капитану Нергеру орден Пур-ле-Мерит.
Через полмира. Вспомогательный крейсер «Вольф» совершил самый длительный автономный боевой поход в течение Первой мировой войны

С одной стороны, поход вспомогательного крейсера «Вольф» был относительным успехом. Путем захвата и минных постановок ему удалось уничтожить 27 судов общим тоннажем в 60 000 тонн. Другие рейдеры также нанесли судоходству противника определенный ущерб. Не стоит забывать и пропагандистский эффект – такие офицеры, как Нергер или капитан рейдера «Мёве» граф Николаус цу Доона-Шлодин (Nikolaus Graf zu Dohna-Schlodien), стали подлинными национальными героями. Тем не менее успехи «современных пиратов» не смогли исправить порочность германской морской стратегии. Со времён адмирала Тирпица немецкий флот готовился к решающему сражению с британским, а его не произошло. Закономерно, что в памяти потомков остались не командиры гигантских линкоров, а подводники и капитаны вспомогательных крейсеров – по сути, вооруженных торговых судов.

Противоречивые выводы

Хроника похода вспомогательного крейсера «Вольф»

30 ноября 1916 – выход из Киля.16–19 января 1917 – прибытие к мысу Доброй Надежды и постановка там минной банки.15–20 февраля 1917 – минные постановки у побережья Индии.26 февраля – 8 марта 1917 – рейдерство а Аравийском море, захват «Туриелы» и «Джимны».11 марта 1917 – потопление «Wordsworth» в Индийском океане.30 марта 1917 – захват барка «Dee».15 апреля – 28 июня 1917 – безуспешное рейдерство и минные постановки у берегов Новой Зеландии.27 мая – 22 июня 1917 – ремонт у острова Рауля и захват «Вайруны».9 июня – 18 июля 1917 – рейд в южной части Тихого океана, захват судов Winslow, Beluga, Encore.6 августа 1917 – захват «Матунги» у архипелага Бисмарка.4–5 сентября 1917 – минные постановки в Южно-Китайском море.10 сентября 1917 – возвращение в Индийский океан.20 сентября – 7 октября 1917 – рейдерство у Мальдивских островов, захват «Хитачи-Мару».20 октября – 20 ноября 1917 – действия в районе Мадагаскара, захват судна Igotz Mendi.30 ноября 1917 – захват судна John H. Kirby в районе Порт-Элизабет.9 декабря 1917 – возвращение в Атлантику.15 декабря – последняя «охота» в Южной Атлантике, захват «Маршала Даву».4 января 1918 – последняя добыча – «Стёреброр».27 февраля 1918 – прибытие в Киль.

Тактико-технические характеристики вспомогательного крейсера «Вольф»

(источник: seawarpeace.ru)

Вооружение



Источник

 
Просмотров: 113 | Добавил: Dmitrij | Рейтинг: 0.0/0

поделись ссылкой на материал c друзьями:

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка

Видеоподборка
00:213:06


00:37:24



Новости партнёров

Реклама




Мини-чат
Загрузка…
work PriStaV © 2021 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх