Главная » 2020 » Ноябрь » 6
17:00

Фиаско в схватке с F-22A или очередная порция блефа от мистера Бронка?

Отчетное искажение

Бесспорно, подготовленный британским военным экспертом в области боевой авиации и военно-воздушных сил Джастином Бронком для Уайтхолла (оборонного ведомства Великобритании) очередной детальный отчёт «Whitehall Report 3-20», опубликованный в разделе «Публикации» официального портала Королевского объединённого института исследований RUSI, был встречен крайне противоречивыми мнениями со стороны как многочисленных российских и зарубежных обозревательских кругов, поверхностно осведомлённых о тактико-технических параметрах БРЭО и электродинамических характеристиках российских многофункциональных истребителей переходного и 5-го поколений, так и со стороны куда более узкоспециализированных экспертных сообществ, посвященных в тонкости функционирования многочисленных типов бортовых РЛС, оптико-электронных комплексов и бортовых комплексов обороны российских и западных тактических истребителей.

В частности, в одном из разделов своего развёрнутого доклада господин Бронк отметил целый ряд критических тактико-технических недостатков российских многофункциональных истребителей 5-го поколения Су-57, которые, по его мнению, исключают возможность сохранения данными машинами уверенного господства в воздухе в противостоянии с малозаметными многоцелевыми истребителями F-22A и другими истребителями 5-го поколения противника.

Преувеличение под соусом искажения - характерный штришок западноевропейских экспертных сообществ.

В качестве первоочередного недостатка автор доклада, в лучших традициях западноевропейских и американских военно-аналитических порталов, назвал внушительную эффективную поверхность рассеяния (ЭПР) Су-57, которая якобы в 20 раз превосходит эффективную отражающую поверхность (ЭОП) «Рапторов» и обусловлена, во-первых, применением в аэродинамической компоновке истребителей развитых подвижных (механизированных) наплывов у корневой части крыла, способствующих увеличению коэффициента отражения электромагнитных волн; во-вторых, - наличием прямых воздуховодов, оголяющих лопатки компрессоров ТРДДФ АЛ-41Ф1/ «Изделие 30» перед СВЧ-излучением бортовых РЛС истребителей и иных средств радиолокационного обнаружения/наведения противника; в-третьих, - применением в конструкции фонаря кабины массивного радиоконтрастного переплета (также увеличивающего суммарную ЭПР машины), и наконец, в четвёртых, - наличием возвышающихся над поверхностями образующих фюзеляжа турельных квантового оптико-электронного прицельного комплекса ОЛС-50М и комплексов оптико-электронного подавления 101КС-О.

Также Бронком были упомянуты заметно большая (нежели у F-22A) инфракрасная сигнатура Су-57, обусловленная отсутствием плоских сопел и должного экранирования мотогондол двухконтурных форсажных турбореактивных двигателей АЛ-41Ф1/«Изделие 30», а также гораздо меньшая наработка на отказ бортовой АФАР-РЛС Н036 «Белка», которую автор вышеуказанного отчета увязал якобы с низким опытом российских предприятий радиоэлектронной промышленности в области крупносерийного производства малошумящих СВЧ-транзисторов на базе твердотельных арсенид-галлиевых и нитрид-галлиевых монолитных интегральных схем.
 

Фейк про «Белку»


Что касается в последний момент отмеченного Бронком недостатка, заключающегося якобы в низкой надёжности приёмо-передающих модулей в целом и СВЧ-транзисторов АФАР-радара Н036 «Белка» в частности, то данный вывод полностью противоречит реальному положению дел в оборонном секторе радиоэлектронной промышленности России. Несколько поколений высококвалифицированных специалистов-виртуозов Научно-исследовательского института приборостроения им. В.В. Тихомирова (является разработчиком БРЛС Н036 «Белка»), в период с 1968-го по 2017-й годы воплотившие «в железе» огромный перечень проектов высокоэнергетических радиолокационных комплексов на базе пассивных и активных ФАР различных диапазонов волн (от двухдиапазонного дециметрово-сантиметрового бортового РЛК 8Б «Заслон» для дальних перехватчиков семейства МиГ-31Б до БРЛС Н035 «Ирбис-Э» для истребителей Су-35С и радаров подсвета/наведения 9С36М для войсковых ЗРК «Бук-М3»), сформировали громадный задел для проектирования новейших АФАР-радаров с приёмо-передающими модулями на базе МИС.

Также к проектированию элементной базы передающих и приёмных трактов бортового радара Н036 «Белка» вполне могли быть привлечены не менее высококвалифицированные специалисты АО «Корпорация «Фазатрон-НИИР», которые несколькими годами ранее освоили уникальную технологию разработки СВЧ-транзисторов на базе подложек из низкотемпературной совместно обжигаемой керамики (LTCC, - Low Temperature Co-fire Ceramic), которую воплотили «в железе» опытного образца радара «Жук-МАЭ» для оснащения многоцелевых истребителей МиГ-35. Стало быть, столь громкие утверждения господина Бронка о некомпетентности и малом опыте НИИР им. В.В. Тихомирова и «Фазатрона-НИИР» в области разработки и серийного производства ПФАР/АФАР-радаров, а также низкой надёжности данных изделий абсолютно не соответствуют действительности.
 

20-кратное преувеличение


Что же касается иных вышеперечисленных технологических недостатков Су-57, упомянутых Бронком в отчете «Whithall Report 3-20», то их стоит рассмотреть более детально. Так, заметно большая эффективная поверхность рассеяния (в сравнении с «Раптором») перспективной «Сушки», обусловленная подвижными наплывами у корневых частей крыла, прямыми воздуховодами с открытой архитектурой лопаток компрессоров ТРДДФ, а также перелётом фонаря кабины пилота и «вынесенными» над поверхностью обводов фюзеляжа оптико-электронными модулями, действительно имеет место быть; но разница между ЭПР/ЭОП (радиолокационной сигнатурой) Су-57 и F-22A «Raptor» далеко не 20-кратная, о чем грезит молодой британский эксперт. Отталкиваясь от информации, периодически фигурирующей на страницах весьма компетентных российских и зарубежных военно-аналитических площадок, можно прийти к выводу что ЭПР Су-57 составляет порядка 0,2 - 0,3 кв. м, всего в 3 - 4,3 раза превосходя эффективную отражающую поверхность F-22A (0,07 - 0,1 кв. м).
 

Равные шансы


Бортовые АФАР-радары AN/APG-77 истребителей F-22A способны обнаруживать и осуществлять «завязку трасс» (сопровождение на проходе) подобных целей на дистанции порядка 155-170 км, захватывая их на точное автосопровождение на удалении порядка 125-135 км, в то время как БРЛС Н036 «Белка» многофункциональных истребителей Су-57, располагающие более высокоэнергетическими СВЧ-транзисторами, смогут запеленговать и захватить F-22A на точное автосопровождение на аналогичных дистанциях в связи с меньшей ЭПР последних. Вывод следующий: в дуэльных ситуациях, в случае оснащения обоих типов машин дальнобойными ракетами воздушного боя AIM-120D и «Изделие 180», оснащёнными высокочувствительными АРГСН и двухрежимными РДТТ (обеспечивают эффективную дальность действия 140-160 км при пуске из верхних слоёв тропосферы и нижних слоёв стратосферы), звенья F-22A «Raptor» и Су-57 будут иметь примерно равными шансами на успешных исход дальнего воздушного боя; но с определёнными нюансами.

Располагая вспомогательными антенными АФАР-модулями бокового обзора Н036Б-1-01Л и Н036Б-1-01Б, бортовые радиолокационные комплексы Н036Б «Белка» обеспечат пилотам Су-57 возможность продолжения сопровождения F-22A даже в момент выполнения противоракетного манёвра с изменением курса полёта на 90-120 градусов, благодаря формированию специализированного «файла сопровождения», передающего координаты целей, выходящих за пределы 70-градусной зоны обзора основного полотна АФАР, на контроллеры управления боковыми полотнами активных ФАР с вышеуказанными индексами. Более того, по целеуказанию как основного полотна АФАР, так и боковых АФАР-модулей комплекса «Белка», на перехват атакующих УРВБ AIM-120D могут быть запущены сверхманевренные ракеты воздушного боя РВВ-МД с интерцепторной системой отклонения вектора тяги, а также непосредственно «Изделия 180», адаптированные к перехвату ракет противника. Между тем, не стоит упускать тот факт, что боковые полотна АФАР обладают заметно меньшими апертурой и энергетическим потенциалом, следовательно сопровождение F-22A при выполнении противоракетного манёвра может быть реализовано на дистанции не более 50-70 км.
 

Хроническая малозаметность


Что же касается «Рапторов», то в ходе выполнения противоракетного манёвра (при выходе Су-57 за пределы 60-градусной зоны обзора БРЛС AN/APG-77) пилоты данных машин могут рассчитывать лишь на данные, предоставляемые распределенной апертурой из 30 интерферометрических датчиков системы предупреждения об облучении / радиотехнической разведки AN/ALR-94, которая будет предоставлять информацию ровно до тех пор, пока радар Н036 (Ш-121) истребителя Су-57 будет функционировать в активном режиме (на излучение). Пилот же нашей машины, с целью повышения уровня скрытности, может легко задействовать ОЛС-50М, отключив «Белку» в момент выполнения «Раптором» противоракетного манёвра. Как видите, преимущество медленно, но уверенно переходит на сторону Су-57. Что же касается высокой инфракрасной заметности Су-57, обусловленной отсутствием теплопоглощающего экранирования мотогондол и круглым сечением сопел РДТТ, то это типичная «хроника», характерная для всего семейства «Су», которая может быть ликвидирована на этапе серийного производства машин 2-го этапа, оснащённых ТРДДФ «Изделие 30».



Источник

Просмотров: 2191 | Добавил: wpristav | Рейтинг: 0.0/0

поделись ссылкой на материал c друзьями:

Другие материалы по теме:
 


Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения редакции
Всего комментариев: 2
avatar

0
1
Наверняка наши конструкторы не один раз проверили, как выглядит на экранах радаров СУ57. И сделали всё возможное в плане незаметности.
avatar

0
2
Абсолютно в каждом самолёте есть свои минусы и плюсы. Заострять на них внимание, конечно же, нужно. Но и драматизировать не стоит.
avatar
 

Форма входа
нет данных
Логин:
Пароль:

Реклама





Видеоподборка
00:07:30

00:05:19

00:37:57

00:01:39

00:08:20

Новости партнёров

Мини-чат
Загрузка…
work PriStaV © 2020 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуетсяХостинг от uCoz
Наверх