Главная » 2021 » Сентябрь » 2
 
04:42

Боевые самолеты. Воин Империи, ставший коммунистом

Этот самолет вполне можно назвать «самолетом непростой судьбы». Вообще различные коллизии и странности шли с ним крыло в крыло начиная от самого момента задумки этой машины. А уж какая удивительная судьба выпала самолету, так и вообще, слов нет.Причиной создания самолета стала очередная японо-китайская война. Конечно, китайская авиация не была помехой Императорским военно-воздушным силам, пока в дело не вмешался Советский Союз. И тут начались не просто неприятности, а пренеприятнейшие открытия.Вроде бы не самая развитая в техническом отношении страна, Советский Союз, предоставила Китаю свою авиационную технику. И вчера японские летчики, чувствовавшие себя королями китайского неба, сегодня оказались в положении мальчиков для биться.А как иначе, если «новейший» истребитель Ki-27 не мог догнать советский бомбардировщик СБ, а японские бомбардировщики могли только исправно гореть под пулями советских И-16 и даже И-15.Причем, особой надежды на то, что новые машины от «Кавасаки» и «Мицубиси», Ki-30 и Ki-32 хоть сколько-нибудь улучшат положение, не было. Уже в 1937 году стало ясно, что они еще не выйдя на старт военной гонки, забег проиграли.Технический отдел штаба ВВС сформулировал задание персонально для «Мицубиси» и «Кавасаки», согласно которому они должны были бы создать машину, которая сможет решить проблему, которая нарисовалась в китайском небе.«Мицубиси» вскоре вышла из соревнования, поскольку была загружена работой в интересах флота. А «Кавасаки» поступила просто. Инженер Такео Дои взял за образец текущий проект тяжелого истребителя Ki-45 (https://topwar.ru/174596-boevye-samolety-ne-messershmitt-no-pohozh.html Боевые самолеты. Не «Мессершмитт», но похож) и попробовал создать на его базе легкий бомбардировщик. Понятно, что сделать из тяжелого истребителя легкий бомбардировщик не так сложно. Усилить конструкцию, внести бомбоотсек с бомболюком, места для стрелков и подобрать двигатели. У Дои на это ушло полтора года и в середине 1939 года первый прототип был готов.

Работы по двум самолетам велись почти параллельно, и получалось так, что изменения, которые вносили в конструкцию истребителя, вносились и в бомбардировщик и наоборот.В конце ноября 1939 года самолет пошел в серию, как «двухмоторный легкий бомбардировщик Ki-48 Тип 99 «Sokei» («Sokei» - южный ветер – прим.), а официальное принятие на вооружение состоялось 11 мая 1940 года.

И началась служба этого самолета, которая, заметим, продолжалась за пределами Второй Мировой войны. Самолет стал участником сражений абсолютно на всех фронтах Второй Мировой войны, где участвовала Япония. И земля тех мест щедро усыпана частями «Сокаев». Кстати, Ki-48, который экспонируется в Москве на Поклонной горе, был доставлен туда с острова Шумшу, где некоторое время провел в качестве элемента пейзажа, а потом был восстановлен.

Самолет показал себя на испытаниях и эксплуатации весьма и весьма достойно. Он оказался практичным, легким в обслуживании, пилотам нравилась его управляемость и да, по сравнению с предшественниками он был весьма быстр. Истребительная база дала свои плоды и Ki-47 вполне мог развить скорость в 500 км/ч, что было если не выше, то наравне со многими истребителями того времени. Так что план «Догнать и перегнать СБ» был выполнен на 100%.Всю свою жизнь Ki-48 был объектом различных экспериментов. Из него постоянно хотели что-то такое сотворить, что дало бы преимущество японской авиации. Это совершенно нормально, если принять во внимание удачность конструкции.

Первой разработкой стала попытка обратного превращения Ki-48 в тяжелый истребитель сопровождения самих же Ki-48. Это случилось в 1942 году, когда начались регулярные столкновения с европейскими и американскими образцами истребительной техники. Которые регулярно наносили ущерб Ki-48.Так родился проект Ki-81, эскортного истребителя, который должен был быть вооружен 4 пулеметами 7,7-мм (позже – 12,7-мм) и одной 20-мм пушкой в башне кругового вращения. Башня не получилась, ни с электрическим, ни с гидравлическим приводом, и проект был отложен.Естественно, Ki-48 не миновала участь самолета для камикадзе. Экипаж сокращали с 4 до 2 человек, в бомболюке намертво устанавливалась 800-кг бомба, в нос выводилась штанга взрывателя.Ki-48 «Сокай» поучаствовал и в реактивной программе Японии. Под бомбоотсеком был установлен первый японский реактивный двигатель Ne.00.

Правда, особых результатов зафиксировано не было, двигатель был откровенно слаб. Но на базе полученных результатов были созданы уже вполне вменяемые двигатели Nе.10 и Nе.12 в 1944 году.Естественно, когда на фирме «Кавасаки» закончили работу над противокорабельной управляемой ракетой Ki-148 или I-GO-1b в июле 1944 года, Ki-48 был выбран на роль носителя этой ракеты.

Всего были модифицированы четыре стандартных Ki-48-IIb, в качестве носителя 750-кг ракеты и направлены на испытания. Испытания показали, что 750-кг ракета с боевой частью в 300 кг, управляемая по радио, может стать очень серьезным оружием. Правда, использовать ее предполагалось со специальных ударных самолетов Ki-102 и Ki-67, а Ki-48 был исключительно испытательной платформой.До применения ракет Ki-148/I-GO-1b дело не дошло. В основном из-за проблем с радиоуправлением. Но было изготовлено около 150 ракет.Но это были отдельные самолеты, которые подвергались переделкам. А основная масса исправно служила в частях императорских ВВС Японии и готовилась к боевым действиям.Понятно, что на войну с Китаем и к событиям на Хасане и Халхин-Голе Ki-48 не успел. Но ничего, грянула очередная японо-китайская война, и там бомбардировщик принял участие по полной программе.

Ki-48 принял участие в боях в Китае на всех направлениях. Там, конечно, бомбардировщик, который летал со скоростью в 500 км/ч и дальность 1 230 км был очень кстати. Кроме обычной работы «Сокай» занимался еще контрпартизанской борьбой. «Кавасаки» весьма внимательно следила за отзывами о своей машине и уже по сведениям, полученным из Китая, была создана модификация Ki-48-Ib, в которой были учтены пожелания экипажей по итогам боев в Китае.Со временем Ki-48 вполне закономерно начал вытеснять Ki-30 и Ki-32 в составе авиационных полков в Китае. Постепенно бомбардировщик начали получать части, воюющие в Французском Индокитае. Ki-48 принял участие в Малайской операции по захвату Филиппин.Когда оккупация Филиппин началась, одни ми из первых на захваченные десантами аэродромы в Виган и Апарри сели именно Ki-48. От действий бомбардировщиков очень сильно зависели темпы продвижения японской армии.Менее чем через неделю японцы почти полностью уничтожили американские военно-воздушные силы на Филиппинах, и бомбардировщики Ki-48 действовали уже не опасаясь противодействия истребителей противника, работали по наземным целям. Формула «блицкрига» по-японски работала.Получилось очень эффективно: легкие Ki-48 разносили дороги и мосты на пути отступающих союзников, а тяжелые Ki-21 взламывали оборону и укрепления.

Так было на Лусоне, Батаане, в других местах. Затем, после захвата Филиппин, наступил черед Малайи. Рангун, Новая Гвинея, Восточные острова Гвинейского архипелага – везде работали Ki-48.Японцы пока сохраняли преимущество в качестве подготовки пилотов и наземных экипажей. Это были сливки армии, ветераны азиатской кампании, и эффективность их боевой работы была определена не только отсутствием противодействия авиации союзников, но и большим опытом японских экипажей.

Но Новая Гвинея стала тем, чем для японского флота стали Мидуэй и Марианские острова. Японская авиация понесла в Новой Гвинее просто огромные потери. Мясорубка, которая получилась в Новой Гвинее, обошлась японской авиации почти в 700 самолетов. Были уничтожены целые полки. Перебрасывались полки из Бирмы, Таиланда, Китая, Японии.В битвах на Новой Гвинее состоялась премьера новой модификации самолета, Ki-48-IIb. Модель отличалась большей бомбовой нагрузкой и наличием воздушных тормозов для работы с пикирования. Кроме того, в процессе модернизации один задний пулемет 7,7-мм был заменен на 12,7-мм пулемет, а в окнах по бортам появились 7,7-мм пулеметы. Все это по идее должно было усилить оборонительное вооружение и снизить потери бомбардировочной авиации, которые стараниями американцев неуклонно росли.На одной из последних модификаций по бокам кабины штурмана в носовой части появились еще два курсовых 7,7-мм пулемета. Но калибр пулеметов делал их совершенно не актуальными.

А воздушные тормоза экипажи предпочитали снимать, поскольку бомбить с пикирования экипажи Ki-48 как-то не были обучены. А начинать учебу в реальных условиях – даже японские летчики сочли это перебором.Да, воевавшим в Новой Гвинее не повезло. Там был выбит цвет сухопутной бомбардировочной авиации Японии.

Боевые самолеты. Воин Империи, ставший коммунистом

Больше повезло бомбардировщикам Ki-48 в Китае и Бирме, где они оставались достаточно эффективными против английских, американских и китайских сухопутных войск. Сложность рельефа и удаленность от путей снабжения (порты) не позволила союзникам создать более-менее приличную сеть аэродромов, так что японским экипажам было несколько легче, чем в Новой Гвинее.В Бирме действовали около 300 Ki-48, которые по мере сил наносили удары по британским войскам.В Китае части, летающие на Ki-48 постоянно наносили бомбовые удары по китайским позициям. Но и китайские ВВС к тому времени стали представлять собой вполне приличную силу.

Например, в рейдах на аэродром в городе Куньмин в 1943 году были задействованы 121 бомбардировщик и 165 истребителей японской армии. Потери китайских ВВС и сил союзников были 30 уничтоженных и 27 поврежденных самолетов. За это японцы заплатили 18 сбитыми самолетами. А когда к концу войны союзники нарастили свое присутствие в Китае, то японцы начали нести более значительные потери.В Бирме и некоторых районах Индии все произошло даже быстрее, чем в Китае. Британцы, оправившись от первоначальных потерь, нарастили свою воздушную группировку до такой степени, что полеты Ki-48 без истребительного прикрытия (а иногда и с ним) заканчивались сбитыми самолетами на земле.Известно «Динжанское побоище», когда группа из 48 самолетов Ki-48 была перехвачена 32 британскими Р-40. Было сбито 28 японских самолетов.К 1944 году Ki-48 начали осуществлять вылеты небольшими группами, да еще и в ночное время. Это несколько снизило эффективность ударов Ki-48, но несколько снизило потери.Система была довольно своеобразная: вылет с аэродромов Таиланда в Рангун для дозаправки, потом прыжок на север на любой из десятков вспомогательных аэродромов в Бирме, после чего соединения легких бомбардировщиков могли ударить по широкому фронту и вернуться обратно на свои базы.

Таким образом проводились рейды на объекты в Индии, Бирме и Южном Китае на протяжении всего 1944 года. Группы были небольшими, от 3 до 9 Ki-48. Даже на базу американских «стратегов» В-29 «Суперфортресс» в Кхарагпуре был совершен налет в рождественскую ночь 1944 года. Своеобразное «поздравление» привезли три Ki-48. Правда, все три отчаянных экипажа были сбиты патрулировавшими район аэродрома британскими ночными «Бофайтерами».В целом, 1944 год стал годом заката для Ki-48. Последний бой для «Сокаев» настал при обороне Филиппин.

В июле 1944 года в японском генеральном штаба стало понятно, что вопрос вторжения американцев на Филиппины и даже в Японию – дело времени. И оборонять Филиппины и Формозу наконец-то решили единым фронтом, армии и флота. Под единым же командованием.Согласно этого плана была образована 4-я воздушная армия, в которую были сведены все части, использующие Ki-48. Базировались «Сокаи» на аэродромах «Кларк Филд» и «Липа» на острове Лусон. 24 октября 1944 года воздушная армия начала атаки против сил вторжения союзников в заливе Лейте. Задача – уничтожение американского флота вторжения.

Задача оказалась невыполнимой. Потери были просто огромны. К концу первой недели сражения от трех полков Ki-48 не осталось ничего. Все самолеты были уничтожены. На помощь были переброшены два полка Ki-48 с Курил и Борнео. И оба сгорели в том аду, который устроили для японской армии и флота американцы.К январю 1945 подразделения японских ВВС на Филиппинах были уничтожены, и только атаки камикадзе представляли некоторую угрозу для кораблей США. Ki-48 стал большой редкостью в небе над Тихим океаном.Уцелевшие самолеты стали переоборудоваться в самолеты для «специальных атак» путем монтажа 800-кг бомбы с ударным взрывателем. Эти самолеты были использованы при обороне Окинавы в 1945 году. Некоторое количество Ki-48 еще использовалось в качестве ночных бомбардировщиков, а часть, уже переоборудованная в самолеты для камикадзе, стояла в резерве на острове Кюсю, чтобы быть использованной против транспортов вторжения на Японские острова. Эти самолеты обнаружили уже во время оккупации американскими войсками.Но самое интересное – это дальнейшая судьба Ki-48 после окончания войны.

Обычно японские самолёты шли на слом, поскольку союзники наложили на Японию ограничения. Но Ki-48 стал служить в иностранных ВВС. Огромное количество самолетов было оставлено японцами на Филиппинах, конкретно, на острове Ява. В основном, стараниями американских бомбардировщиков, это был металлолом. Но когда сразу после войны началась война за независимость между индонезийскими повстанцами и голландскими колонизаторами, то повстанцы смогли из этой рухляди собрать один действующий Ki-48.Когда сражение за независимость Индонезии от Голландии окончилось победой индонезийцев, этот самолет положил начало бомбардировочной авиации Индонезии.В Китае в руки китайцев вообще попало большое число бомбардировщиков Ki.48. И получили их и националисты Гоминьдана в Нанкине и Пекине, и коммунисты в Манчжурии и Северной Корее.Сведений об использовании Ki.48 силами Гоминьдана нет, а вот коммунисты мало того, что включили в свой состав японские самолеты, так еще и наняли для их применения членов экипажей японских самолетов, которые были сбиты в небе Китая!Естественно, на условиях полной амнистии и прощения «заслуг» перед Китаем.Японцы пошли на сотрудничество и запросто начали бомбить силы Гоминьдана во время Гражданской войны в Китае. Более того, японские летчики стали первыми преподавателями двух китайских летных училищ в Харбине (1-е училище ВВС НОАК) и Чаньчуне (2-е училище ВВС НОАК).А технический персонал японских летных частей ударными коммунистическими темпами восстанавливал и ремонтировал Ki.48, доставшиеся по наследству ВВС НОАК.И к 1946 году, когда, собственно, была организована Народно-Освободительная Армия Китая, ее ВВС насчитывали 46 бомбардировщиков Ki.48.Эти самолеты служили до полной выработки ресурса и были списаны уже во второй половине 20 века.Вот так имперский самолет оказался под флагом строителей коммунизма.

Интересная судьба, нехарактерная для японских самолетов. «Южный ветер» не закончил свою карьеру под гусеницами бульдозеров, а стал основателем военных авиаций двух стран.По сути своей это был обычный самолет для японской авиации. Легкий, быстрый, хорошо управляемый, надежный и ремонтопригодный. Минусы тоже стандартные: отсутствие какой-либо защиты, слабое оборонительное вооружение.Стандартный японский самолет того времени, но вот так нестандартно сложилась его дальнейшая судьба.

Размах крыла, м: 17,45Длина, м: 12,75Высота, м: 3,80Площадь крыла, м2: 40,00Масса, кг - пустого самолета: 4 550- нормальная взлетная: 6 500- максимальная взлетная: 6 750Двигатель: 2 х «Hакадзима» Hа-115 «Аpмейский тип 1» х 1130 л.с.Максимальная скорость, км/ч: 503Крейсерская скорость, км/ч: 390Практическая дальность, км: 2 400Максимальная скороподъемность, м/мин: 590Практический потолок, м: 10 100Экипаж, чел: 4Вооружение: - три 7,7-мм пулемета тип 89 в верхней, носовой и нижней установках (на Ки-48-IIс в верхней установке 12,7-мм пулемет тип 1);- бомбовая нагрузка до 800 кг.



Источник

 
Просмотров: 150 | Добавил: Dmitrij | Рейтинг: 0.0/0

поделись ссылкой на материал c друзьями:

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка

Видеоподборка





Новости партнёров

Реклама




work PriStaV © 2021 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх