Главная » 2020 » Сентябрь » 1 »

Битва за знамя: использует ли белорусская оппозиция нацистские флаги?


09:15
Битва за знамя: использует ли белорусская оппозиция нацистские флаги?
Пропаганда официального Минска за последние пару недель пережила интересную метаморфозу. Если в первые дни протестов государственные СМИ обвиняли выходивших на улицы людей в том, что они «наркоманы, алкоголики, проплаченные лодыри и тунеядцы», то 18 августа Лукашенко заявил, что в состав сформированного оппозицией Координационного совета входят «откровенно отвязанные нацисты», после чего государственные телеканалы (а других в стране и нет) начали наперебой навешивать на протестующих ярлыки «наследников коллаборационистов».

Среди прочего 19 августа Telegram-канал «Пул Первого», который, как считают многие, ведёт лично пресс-секретарь Лукашенко Наталья Эйсмонт, опубликовал набор стикеров «Я/Мы Батька», где рядом с используемым на уличных протестах бело-красно-белым флагом написано: «Да это же нацистский флаг. Знали?».

23 августа министр обороны Виктор Хренин выступил с видеообращением:

«В последней войне Беларусь потеряла каждого третьего. Практически Беларусь была стёрта с лица земли. В знак памяти, скорби и печали на нашей земле установлены тысячи мемориалов и памятников. И они для нас священны. Наши люди к ним ходят помолиться и возложить цветы. Мы не можем сегодня спокойно смотреть, как под флагами, под которыми фашисты организовывали массовые убийства белорусов, русских, евреев и других национальностей, в этих священных местах проходят акции. Мы этого допустить не можем. Категорически предупреждаю, в случае нарушения порядка и спокойствия в этих местах вы дело будете иметь не с милицией, а с армией».

Действительно ли бело-красно-белый флаг, или, как его называют в Белоруссии сокращённо, «бчб» (от белорусского «бел-чырвона-белы»), является нацистским?

В тумане времён

Само по себе сочетание белого и красного цветов достаточно распространено в разных странах, точно так же, как и триколор. Но очевидно, что интересующее нас знамя появилось в Речи Посполитой, представлявшей собой в 1569–1795 годах конфедерацию (на основе личной монархической унии, как в 1868–1918 годах Австро-Венгерская держава) Королевства Польского и Великого княжества Литовского.

Так же, как двуединая монархия Габсбургов, Речь Посполитая могла стать триединой: согласно первоначальному варианту Гадячского договора 1658 года (в итоге не принятому польским сеймом), третьим участником конфедерации должно было стать казачье Великое княжество Русское с центром в Киеве, известное также как Гетманщина.

При Сигизмунде (у поляков — Жигимонте) III, правившем Речью Посполитой в 1587–1632 годах, был принят государственный флаг конфедерации, представлявший собой сочетание польского (бело-красного) и литовского (красного) геральдических цветов. На полотнище красно-бело-красного цвета размещался герб династии Ваза, к которой принадлежал Сигизмунд.

Такой флаг, например, изображён в руках польского «крылатого гусара» на так называемом «Стокгольмском свитке» — огромном бумажном полотнище, на котором был зарисован торжественный въезд 4 декабря 1605 года в Краков невесты Сигизмунда III, принцессы Констанции Австрийской. В 1655 году во время шведского нашествия на Польшу свиток был захвачен и увезён в Стокгольм, отсюда и название.

Использовались и другие варианты в той же цветовой гамме. Например, сохранилась картина Питера Снаерса «Битва под Кирхгольмом», написанная в 1630 году и посвящённая разгрому шведов польско-литовской армией в 1605 году. На картине виден флаг над одной из колонн пехотинцев Речи Посполитой — четырёхполосный, красно-бело-красно-белый.

В статье «Бело-красно-белый флаг» в русской Википедии или в публикациях на популярных сайтах можно найти утверждение, что флаг одной из рот Белорусского гусарского полка, существовавшего в Российской империи с 1776 по 1783 годы, состоял из трёх белых и двух красных полос.

Эта информация даётся со ссылкой на работы белорусского историка и геральдиста Анатолия Титова (в выходных данных его фамилия дана в белорусской транскрипции — Анатоль Цітоў) «Наш сімвал — Пагоня: Шлях праз стагоддзі» (Мінск: Полымя, 1993) и «Геральдыка Беларусі» (Мінск: Мінская фабрыка каляровага друку, 2007).

При этом, как отмечается на геральдическом сайте «Вексиллография», ротные знамёна Грузинского гусарского полка 1742–1769 годов (в 1769–1775 годах действовавшего в качестве конницы в составе Московского легиона), на основе которого был сформирован Белорусский гусарский полк, были одноцветными — либо красными, либо белыми (как общее знамя полка). И указано:

«На сайте В. Лобачёва «Герб.Бел.Ру» приведён рисунок знамени Белорусского гусарского полка. Знамя датировано 1730 годом (хотя тогда указанной части не существовало. — Авт.). Более подробной информацией об этом знамени, подтверждающей эти данные, мы не располагаем. Видимо, это реконструкция К. Титова (видимо, речь про упомянутого выше Анатолия Титова. — Авт.)».

При этом известно, что Украинская дивизия, в состав которой в 1783 году был передан Белорусский гусарский полк (переименованный в Воронежский), с 1764 года имела флаг из пяти полос, только полосы эти были белыми и зелёными. Возможно, что Титов просто «перерисовал» этот флаг, поменяв на нём цвета на белый и красный. Но это неточно.

Кроме того, красно-белая гамма присутствовала в нижней части герба Витебска, утверждённого в 1781 году. В официальной формулировке она прописана как «в нижней части щита поле красное с серебром полосатое», по факту мы видим красно-бело-красно-бело-красное полотнище, на котором — тот же самый всадник с мечом (герб «Погоня»). В 1840 году аналогичный герб получила образованная Витебская губерния. Аналогичное «красное с серебром полосатое поле» есть на гербе Лепеля, утверждённом в 1850 году.

Наконец, есть утверждения, что бело-красно-белый флаг использовался в 1863 году повстанцами Викентия-Константина (в Белоруссии его обычно называют Кастусем) Калиновского. Упоминания об этом можно найти, например, в большой статье историка Михаила Ткачёва «Национальные символы: народ и история», опубликованной 11–12 октября 1989 года в газете «Советская Белоруссия»:

«…После разрыва с «белыми» участниками восстания К. Калиновский создаёт новую печать для революционной организации «Комитет, управляющий Литвой» с изображением только Погони. Одновременно он отказывается и от польского стяга. Мы высказываем предположение, что К. Калиновский как патриот своей земли, как высокообразованный человек, не мог не обратиться к древнему, то есть бело-красно-белому стягу. Документы об этом пока молчат. Но нашу мысль косвенно подтверждают некоторые факты. Известно, что в 1870 г. возникло Тербатское студенческое братство младолатышей, которое обсуждало будущее Латвии и решало вопрос о национальном флаге. Было предложено рассмотреть и вариант бело-красно-белого флага. Однако от него вскоре отказались, так как «в такой комбинации он совпадал с флагом белорусов». В итоге младолатыши остановились на сочетании красно-бело-красного цветов (в наши дни этот флаг признан национальным флагом Латвии)».

Однако, во-первых, даже сам Ткачёв не смог привести примеров, чтобы бело-красно-белый флаг использовался до Калиновского на общенациональном уровне, во-вторых, и в отношении вождя восстания 1863 года, как он признаёт, «документы об этом молчат».

В 2013 году Белорусская редакция Радио «Свобода» сообщала, что «в Вильнюсском историко-этнографическом музее хранится треугольный флажок тех пор, на котором в середине, вдоль белого поля, проведена красная полоса». Однако об использовании такого флага повстанцами Калиновского всё же точно не известно. Возможно, это был единичный экземпляр.

Гражданская война

Если же вставать на почву фактов, бело-красно-белый флаг появляется в национальном белорусском движении лишь в начале ХХ века. Как пишет Ткачёв:

«По воспоминаниям видного деятеля белорусского Возрождения начала XX в. Я. Ф. Сушинского, герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг использовались демократическим белорусским студенчеством в Петербурге при проведении культурно-просветительских вечеров в 1909–1912 гг. Участие в вечерах принимал и молодой студент Я. Купала, который не раз высказывал надежду, что когда-нибудь Белоруссия станет государством. По воспоминаниям Я. Ф. Сушинского, «Погоня» и национальный флаг использовались ещё в конце XIX в. петербургскими студентами — уроженцами Белоруссии и Литвы, участниками национально-освободительного движения против самодержавия».

В свою очередь, редактор отдела «Кругозор» популярнейшего белорусского сайта TUT.by, кандидат исторических наук Денис Мартинович в статье «Когда у белорусов появился свой флаг и как он связан с «Погоней». Вопросы и ответы о БЧБ», опубликованной 21 августа этого года, даёт точную датировку:

«Создателем современного бело-красно-белого флага является архитектор Клавдий Дуж-Душевский. Во время Февральской революции 1917 года к нему обратились белорусские организации Петрограда с просьбой создать флаг белорусского национального движения. Он предложил несколько вариантов, но предпочтение отдали бело-красно-белому флагу. Когда точно был сделан эскиз, неизвестно. Первый публичный «выход» бчб-флага состоялся весной 1917 года над зданием Белорусского общества помощи пострадавшим от войны в Петербурге (Дуж-Душевский работал в этом обществе)… Уже 12 марта 1917 года бело-красно-белые ленты появились в Минске на праздник Белорусского значка. Их носили и военные на фронтах Первой мировой, чтобы узнавать своих, белорусов».

Собственно, ничего плохого в позднем появлении национального флага нет. Всё когда-то кем-то было придумано, и многое из того, что мы считаем очень-очень древним, если вообще не вечным, создавалось во вполне историческое и близкое к нам время. Тот же чёрно-жёлто-белый флаг Российской империи, например, появился лишь в 1858 году.

15 декабря 1917 года под бело-красно-белым флагом прошёл Первый Всебелорусский съезд в Минске, избравший свой исполнительный орган и прообраз будущего национального правительства — Раду Белорусской народной республики.

9 марта 1918 года Радой была провозглашена Белорусская народная республика (БНР). 5 августа 2018 года члены её Народного секретариата (правительства) официально утвердили бело-красно-белый флаг в качестве государственного. 11 августа 1918 года газета «Вольная Беларусь» объясняла:

«Нацыянальны беларускі колер — бела-чырвоны. З гэтых колераў уложан і беларускі флаг, які складаецца з трох удоўжкі палос — белай, чырвонай, белай».

Тут интересный момент, что цвет третьей полосы дебатировался до последнего времени, например, в декабре 1917 года в «Вольной Беларуси» предлагался другой вариант цветовой гаммы национального флага — бело-красно-синий. Но, видимо, могла возникнуть путаница с российским триколором, где те же цвета, хотя и в другом порядке.

Безусловно, власть БНР не распространялась на всю обширную территорию от Вильнюса до Смоленска, на которой было провозглашено из Минска новое государство. Для периода Гражданской войны это обычное явление. Вплоть до 1920 года отряды БНР были одной из воюющих сторон, оспаривавших власть над территорией Белоруссии.

К 1920 году относится «Воинский марш» (бел. «Ваяцкі марш») БНР, где прямо говорится: «Штандар наш бел-чырвона-белы».

После поражения в Гражданской войне отряды БНР отступили в Литву, где до 1925 года в Вильне (современный Вильнюс) и действовала под бело-красно-белым флагом её Рада, считавшая себя «правительством в изгнании». В 1925 году Рада перебралась в Прагу, где в том же году сложила полномочия в пользу правительства Белорусской советской социалистической республики. Тем не менее, часть членов Рады в 1948 году возобновила её работу, и это «правительство в изгнании» номинально существует до сих пор.

Период оккупации

Печальная (как и везде) для Белоруссии страница — период нацистской оккупации 1941–1945 годов. Оккупанты действительно использовали бело-красно-белый флаг, как, впрочем, и национальные флаги других государств. Например, в интернете есть немало подборок архивных фотографий и предметов символики, свидетельствующих о том, что власовцы активно использовали российский триколор и Андреевское знамя.

Однако, как и кто использовал? Ведь этот момент обычно никак не детализирован. Просто говорится «использовали» и обычно вытаскивается фотография с митинга 1 мая 1943 года на площади Свободы в Минске перед зданием Генерального комиссариата «Белоруссия», где рядом несут большие бело-красно-белый флаг и портрет Гитлера.

Процитирую уже упомянутую статью Ткачёва:

«…Истины ради и ради исторической достоверности следует совершенно однозначно отметить как бездоказательные утверждения, что будто бы под сенью (национальной. — Авт.) символики белорусские карательные полицейские батальоны уничтожали мирных жителей, женщин, стариков и детей, что белорусские полицейские носили бело-красно-белые нарукавные повязки.

Для выяснения исторической истины автор официально обратился в Белорусский музей истории Великой Отечественной войны с просьбой оказать помощь в получении материалов, которые бы документировали вышеназванные заявления. Однако в музее, несмотря на коллективные поиски его сотрудников, не выявлено таких документов…

Участники партизанского движения в разных регионах Белоруссии народный писатель Янка Брыль (район действий Мир, Кореличи, Столбцы, Налибокская пуща), фольклорист Ф. М. Янковский (Минская область), писатель Владимир Колесник (Барановичское партизанское соединение) и Алексей Карпюк (Белосточчина и Гродненщина) отрицают использование полицаями национальных цветов в их повязках».

Опять же, можно не верить Ткачёву и обратиться, например, к книге крымского историка Олега Романько «Коричневые темы в Полесье. Белоруссия 1941–1945» (Москва: Вече, 2008).

Вообще, пообщавшись в 2018 году с крымскими учёными, я склонен считать Романько обычным конъюнктурщиком с сильным уклоном в пропаганду, но пропаганда-то у него сугубо «разоблачительная», как раз по поиску всюду нацистов и коллаборационистов.

Тем не менее, если посмотреть изобразительную вкладку в его книге (между страницами 224 и 225), то увидим, что на наручных повязках белорусских коллаборационистов бело-красно-белых цветов не было. Этот флаг использовал созданный оккупантами Союз белорусской молодёжи, но, во-первых, эта белорусская копия Гитлерюгенда была занята не карательными операциями, а пропагандой, митингами и вербовкой людей на работу в Германию, во-вторых, бело-красно-белый флаг она использовала, нанося на него собственную эмблему (ромб, внутри которого перекрещенные меч и лопата).

Есть данные, что бело-красно-белый цвет имели дополнительные к основной символике частей шевроны белорусских соединений в рядах СС и Вермахта, но они были достаточно немногочисленны (по сути, был лишь один полноценный полк, который в 1945 году уже на территории Германии пытались развернуть сначала в бригаду, а затем в дивизию). Но, опять-таки, это обычная практика: у украинских коллаборационистов такие шевроны были жёлто-голубыми, у французских — в цветах французского триколора и т. д.

Выводы

Как видим, сам по себе бело-красно-белый флаг не является ни нацистским, ни коллаборационистским, потому что он существовал в качестве национальной белорусской символики ещё тогда, когда не было ни NSDAP, ни Третьего рейха.

В 1991–1995 годах бело-красно-белый флаг был государственным флагом Республики Беларусь, входил в символику и награды воинских соединений и т. д.

Если же следовать логике современных белорусских пропагандистов, что бело-красно-белый флаг в любом случае «флаг коллаборационистов и нацистов», надо тогда признать нацистами и Лукашенко, который 20 июля 1994 года приносил президентскую присягу рядом с этим самым флагом, и большинство нынешних чиновников страны (включая нынешнего министра обороны Хренина), которые находились на госслужбе и в те годы.

В современной Белоруссии бело-красно-белый флаг используется и националистами, и социал-демократами, и футбольными фанатами, и просто обычными гражданами. Точно так же в России долгое время национал-патриоты использовали чёрно-жёлто-белую «имперку», а в Германии — чёрно-бело-красный флаг Германской империи 1871–1918 годов, хотя монархистов и там, и там было всего ничего. Просто флаг существовавшей ранее страны был принят как зримый символ оппозиции действующему режиму.

Обвинениям же в том, что любые офисные работники и студенты, рабочие коллективы заводов, врачи больниц и поликлиник, все выступающие сейчас с бело-красно-белым флагом являются «экстремистами» и «нацистами», абсурдны и нужны лишь для предельно практической цели — оправдать жёсткое применение против собственных мирных граждан не только ОМОНа, но и частей армии с боевым оружием. Под прикрытием истерики Хренина на улицы Минска были выведены солдаты, имевшие при себе не только автоматы, но даже ручные пулемёты и гранатомёты. И вот это — самый настоящий фашизм, в этакой пиночетовской версии…

 

Владислав Мальцев

Просмотров: 148 | Добавил: kravcov_ivan | Теги: о происхождении бело-красно-белого | Рейтинг: 0.0/0

поделись ссылкой на материал c друзьями:

Другие материалы по теме:
 


Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения редакции
Всего комментариев: 3
avatar

0
1
Первоисточник - ФорПост Севастопольский... Странно - топит против батьки wacko
avatar

0
2
Да чо с сайтом то твориться?? КТО сюда эту Грязь тащит?? Оправдывая Националистическое, "чуть слегка" замазанное Нацизмом..
avatar

0
3
В этом вопросе многовато-то пропаганды, любой флаг историчеси использовался в не самых благовидных событиях, вспомним знамена власовцев,
avatar
 
 

Форма входа
нет данных
Логин:
Пароль:

Реклама

Видеоподборка
00:20:58

00:04:14

00:03:44

00:01:39

00:43:40

Новости партнёров





Новости партнёров

Мини-чат
Загрузка…
Яндекс.Метрика
work PriStaV © 2020 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуетсяХостинг от uCoz
Наверх