Совершенно секретно: система AEGIS — невидимый защитный купол высотой в сотни километров - 27 Июля 2017 - world pristav - информатор

Военные события и политические новости

Главная » 2017 » Июль » 27 » Совершенно секретно: система AEGIS — невидимый защитный купол высотой в сотни километров
19:52
Совершенно секретно: система AEGIS — невидимый защитный купол высотой в сотни километров

Одной из изюминок недавно закончившихся учений «Си Бриз-2017» стало участие американского ракетного крейсера класса «Тикондерога» — «Хюэ Сити». Корабли подобного уровня редко заходят в Черное море, и в нынешнем «Си Бризе» крейсер участвовал впервые.

Основное назначение кораблей этого типа — защита авианосной группировки, в которую обычно входит атомный авианосец с сотней самолетов на борту и 6-8 кораблей сопровождения. Ракетные крейсеры и эсминцы охраняют соединение от атак с воздуха, с поверхности воды, с земли и с подводных лодок. Они могут выполнять и другие задачи.

Американские ракетные корабли неоднократно принимали участие в «Си Бризах». Корреспонденты «Думской» побывали на эсминцах «Дональд Кук», «Росс», «Портер», «Джейсон Дэнхем», «Карни». Мы видели командирскую рубку, каюту капитана, кают-компанию, столовую и кубрики для матросов, каюту капеллана. Единственное место, которые было закрыто для посетителей —  боевой информационный центр системы «Иджис» (AEGIS), которая управляет всем оружием на борту корабля.

Система «Иджис» получила название в честь «эгиды» — мифической накидки греческих богов, которая делала их неуязвимыми. За несколько десятилетий она прошла эволюцию от средства для защиты корабля до части противоракетной обороны всего североамериканского континента.

«Иджис» — система, конечно, очень интересная, но совершенно секретная. Во время одного из прошлых визитов корреспондент «Думской» спросил у высокопоставленного офицера ВМСУ, можно ли попросить американцев показать ее, на что получил ответ: «Не стоит этого делать. Пункт управления все равно не покажут, а отказать гостю им будет трудно».

Во время нынешнего «Си Бриза» в Одессу пришли сразу два ракетных корабля — крейсер «Хюэ Сити» и эсминец «Картни», и во время экскурсии по крейсеру произошло неожиданное. Гостям не только показали боевой информационный центр «Иджис», но и подробно рассказали, какая часть оборудования предназначена для поиска воздушных целей, какая — для отслеживания ситуации на воде и под водой. Более того, посетителям разрешили фотографировать — естественно, фотокор «Думской» не упустил возможности сделать целый фоторепортаж из этого, пожалуй, самого секретного места на американском боевом корабле.

Американские офицеры попросили дать им возможность выбрать из отснятого нами материала несколько кадров, которые не навредят обороноспособности Соединенных Штатов, и любезно согласились на публикацию, за что им большое спасибо.

Обычно на современных боевых кораблях можно увидеть целый лес антенн, «тарелок», «решеток» — на борту находится множество различных радаров, каждый из которых выполняет свои задачи. Основная идея системы «Иджис» заключается в том, чтобы решать большинство боевых задач  с помощью одного, очень мощного и очень совершенного универсального радара. Разработки начались в конце 1960-х, спустя несколько лет систему установили на экспериментальные суда, а в 80-х «Иджис» начали устанавливать на боевые корабли. Первым ее получил крейсер «Тикондерога» — именно к этому классу относится наш недавний гость «Хюэ Сити». Сегодня различными вариантами этой системы оснащены около ста фрегатов, эсминцев и крейсеров ВМС США и их ближайших союзников — Японии, Испании, Норвегии, Южной Кореи, Австралии.

Антенна AN/SPY-1 на надстройке эсминца «Росс»

Отличительный признак системы «Иджис» — характерные восьмиугольные «заплатки» на надстройке. Это - антенны радара AN/SPY-1. Никаких движущихся элементов в нем нет - под каждой такой «заплаткой» прячется 4350 излучающих элементов, каждым из которых компьютер управляет отдельно. Используя принцип интерференции волн от каждого излучателя, такая антенна может формировать радиолуч любой формы и направления, в тысячные доли секунды изменять и направлять его в нужную точку. Всего таких «заплаток» четыре, каждая отвечает за свой сектор, и это позволяет сканировать пространство на 360 градусов вокруг корабля. Излучаемая мощность — до 6 МВт (миллионов ватт) в импульсе.  

Рабочий цикл радара AN/SPY-1 состоит из нескольких этапов. Сначала устройство сканирует пространство и обнаруживает цели на удалении до 320 километров. Для каждой обнаруженной цели радар формирует дополнительные лучи, чтобы уточнить ее скорость. Затем система «сопровождает» ранее выбранные цели, уточняя их координаты. После этого «Иджис» управляет выпущенными зенитными ракетами, передавая информацию по радарному лучу и перепрограммируя их автопилот в зависимости от маневров цели. Современные модификации системы позволяют отслеживать и сопровождать до 300 целей и направлять до 18 ракет одновременно.

Все описанные выше операции система «Иджис» выполняет автоматически в течение нескольких секунд. Естественно, для защиты от помех происходит непрерывное изменение рабочей частоты радара. Если бы он излучал не радиоволны, а работал в видимом диапазоне, то рабочий цикл «Иджиса» был бы, наверное, самым красивым световым шоу в мире.

Еще одна задача, которую автоматически выполняет система — управление подлетом зенитных ракет к цели. Дело в том, что на конечном участке цель «подсвечивают» специальными радарами непрерывного действия, и боеголовка наводится по отраженному сигналу. Таких радаров на эсминцах три, а на крейсерах четыре — соответственно, направлять ракеты надо так, чтобы на финальную стадию полета они выходили по очереди.

«Иджис» занимается не только зенитными ракетами — как мы уже говорили, с помощью этой системы управляют высокоточными крылатыми ракетами «Томагавк», противолодочными ASROC, противокорабельными «Гарпунами» и даже 127-мм артиллерийской установкой. Только малокалиберные пушки и пулеметы на борту корабля действуют автономно.

Кормовые установки вертикального старта Mk41 и противокорабельные ракеты «Гарпун». Система «Иджис» управляет всем ракетным вооружением крейсера «Хюэ Сити».

За более чем тридцать лет использования систему неоднократно совершенствовали. Изменялась антенная часть и радиомодуль. Существенно увеличились вычислительные мощности. Так, на первых модификациях «Иджисом» управляли компьютеры AN/UYK-7 с объемом памяти всего 1 мегабайт. Сейчас, конечно же, используются куда более современные и в тысячи раз более производительные компьютеры и серверы.

Непрерывно модернизируют и программное обеспечение («прошивку») системы. Последние версии позволяют не только противодействовать противнику на земле, на воде и в воздухе, но также отслеживать и сбивать искусственные спутники и баллистические ракеты.

Сбить спутник — очень непростая задача. Однако благодаря возможностям «Иджиса» зенитными ракетами «Стандарт» (скорость порядка километра в секунду) сбивают спутники, которые вращаются вокруг Земли на скорости 8-9 километров в секунду. Отметим, что в зенитных ракетах SM-3 используют кинетический перехватчик — а это значит, что для уничтожения спутника или боеголовки требуется прямое попадание. Испытания показали, что возможностей ракеты и системы «Иджис» достаточно для решения такой сложнейшей задачи на высотах до 250 километров.

В силу своих возможностей «Иджис» становится ключевым элементом системы национальной противоракетной обороны США. Предполагается, что несколько кораблей с такой системой и ракетами «Стандарт» на борту способны защитить территорию США от атаки баллистическими ракетами.

Система «Иджис» не лишена недостатков. Критики обращают внимание на то, что антенны радара AN/SPY-1 расположены не на самой высокой точке корабля — верхушке мачты, а относительно низко, на надстройке. Это значит, что при прочих равных условиях противник сможет обнаружить американский корабль раньше.

Еще один недостаток системы — относительно низкая эффективность при обнаружении низколетящих целей и сложности при работе в прибрежной зоне — связана с физическими свойствами радиоволн дециметрового диапазона, на котором работает радар AN/SPY-1.

По этим причинам никто не стал повторять подобную схему, и на сегодня американский «Иджис» остается единственной системой с одним универсальным радаром «на все случаи жизни». Недостатки, связанные с законами физики, разработчики компенсируют за счет усовершенствования техники и программного обеспечения.

Еще одна важная особенность: умная электроника корабля может работать не только самостоятельно, но и во взаимодействии с другими компонентами. Так, «Иджис» может принимать информацию с других кораблей, с противолодочных вертолетов, с самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Е-2 Hawkeye («Ястребиный глаз») — своего рода летающих радаров, которые базируются на авианосцах и могут часами барражировать над водой, сканируя пространство.

Самолет E-2C Hawkeye («Ястребиный глаз») системы АВАКС ВМС США (фото Wikipedia)

В любом случае, отказываться от «Иджиса» никто не собирается: программа модернизации расписана на десятилетия вперед, до 2041 года. Так что можно предположить, что ракетные корабли, оснащенные данной системой, будут посещать наш город еще неоднократно.

Автор — Сергей Дибров, фото Сергея Смоленцева

 

Ракетный крейсер "Хюэ Сити" с системой "Иджис" в одесском порту

Ракетный крейсер "Хюэ Сити" с системой "Иджис" в одесском порту
 

Эсминец с управляемым ракетным оружием "Картни" тоже имеет на борту "Иджис"

Эсминец с управляемым ракетным оружием "Картни" тоже имеет на борту "Иджис"
 

Самое секретное место на корабле - боевой информационный центр "Иджис"

Самое секретное место на корабле - боевой информационный центр "Иджис"
 

В этой части информационного центра отслеживают и сопровождают воздушные цели

В этой части информационного центра отслеживают и сопровождают воздушные цели
 

Синяя подсветка позволяет лучше замечать желтые отметки целей на экранах радаров

Синяя подсветка позволяет лучше замечать желтые отметки целей на экранах радаров
 

Палубный вертолет "Си Хок" способен не только искать и уничтожать подводные лодки, но также передавать данные и принимать целеуказание от корабельной системы "Иджис"

Палубный вертолет "Си Хок" способен не только искать и уничтожать подводные лодки, но также передавать данные и принимать целеуказание от корабельной системы "Иджис"
 

127-мм орудиями крейсера тоже управляет "Иджис"

127-мм орудиями крейсера тоже управляет "Иджис"
 

А вот 25-мм автоматическая артиллерийская установка Mark 38 Mod 2 имеет собственные "мозги" и стреляет по надводным и наземным целям самостоятельно

А вот 25-мм автоматическая артиллерийская установка Mark 38 Mod 2 имеет собственные "мозги" и стреляет по надводным и наземным целям самостоятельно
 

Под каждой из этих 64 крышек - контейнер с ракетой. В зависимости от боевой задачи в пусковую установку можно заряжать "Томагавки", "Асроки", "Стандарты", "Си Спарроу"

Под каждой из этих 64 крышек - контейнер с ракетой. В зависимости от боевой задачи в пусковую установку можно заряжать "Томагавки", "Асроки", "Стандарты", "Си Спарроу"


Источник

Система Orphus Просмотров: 99 | Добавил: epaulette | Рейтинг: 0.0/0
поделись ссылкой на материал c друзьями:


Высказанные в текстах мнения могут не отражать точку зрения редакции
Всего комментариев: 0
avatar


Loading...

Translate site
EnglishFrenchGermanItalianPortugueseRussianSpanish


E-mail:wpristav@yandex.ru



Форма входа
нет данных
Логин:
Пароль:

Курс валют
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Видеоподборка





Новости партнёров

Полезные ссылки
Заработок в интернете
Cкачать бесплатно программы


Мини-чат
Загрузка…
▲ Вверх
Анализ сайта онлайн Яндекс.Метрика Военно-исторические ресурсы Military Top rankings. Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Рейтинг Военных Ресурсов
work PriStaV © 2017 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуетсяХостинг от uCoz