Полюбить «Матильду» за 15 дней - 4 Января 2019 - world pristav - военный информатор

Военные события и политические новости

Главная » 2019 » Январь » 4 » Полюбить «Матильду» за 15 дней
18:21
Полюбить «Матильду» за 15 дней

Стальная британская «леди» была способной на многое, но мерзлявой.

При оценке советских танковых и механизированных частей и соединений перед Великой Отечественной войной приводятся данные о тысячах бронированных машин. Армада! Но это были в основном лёгкие танки, морально устаревшие к 1941 году. Малочисленные средние Т-28 и тяжёлые Т-35 погоды не делали, а новеньких Т-34 и КВ-1 катастрофически не хватало. Английский пехотный танк «Матильда II» оказался как нельзя кстати.

С корабля на Волгу

Первые «британки» прибыли в Архангельск с караваном PQ-1 уже 11 октября 1941-го, а всего до конца года в СССР доставили 466 машин, из них 187 «Матильд». Танк этого типа хорошо показал себя в боях под Москвой, да и позже исправно нёс службу. Может быть, за кое-какими исключениями. Например, неудачное решение с фальшбортами иногда приводило к тому, что машину стопорила набившаяся грязь. Она же, замерзая в морозную погоду, вовсе обездвиживала «Матильду». Так что экипажам приходилось регулярно чистить танки во избежание потери мобильности.

Случались опрокидывания и скатывания в кювет из-за конструкции гусениц. Впрочем, это происходило зимой, поскольку машины прибыли на советско-германский фронт, оснащенные так называемыми летними гусеницами, которые не обеспечивали нужного сцепления с промерзшим грунтом. Чтобы справиться с этой проблемой, силами ремонтных подразделений на траки приходилось наваривать специальные металлические «шпоры».

Опять-таки в сильные морозы, трубопроводы жидкостной системы охлаждения, расположенные близко к днищу, замерзали на «Матильде» даже при включенном двигателе.

По задумке «Матильда» предназначалась для сопровождения атак пехоты и кавалерии”

В остальном это была достойная боевая машина, выполнявшая задачи среднего танка, хотя по задумке конструкторов «Матильда II» предназначалась для сопровождения пехоты и кавалерии в атаке.

Поставленные СССР танки направлялись в учебный центр в Горький, здесь проходили их приёмка и освоение. На последнее отводилоcь всего 15 дней. Первыми получили «Матильды» в ноябре 1941-го 132-й, 136-й и 138-й отдельные танковые батальоны. Каждый по штату № 010/395 насчитывал в составе 24 машины – 21 Мk.II «Матильда», 3 Т-60 и 150 бойцов.

В дальнейшем такие подразделения могли входить в танковую бригаду двухбатальонного состава (штат № 010/345 от 15 февраля 1942 года), имевшую 46–48 машин. В малых количествах «Матильды» поступали также в танковые, механизированные корпуса. Единственным соединением, полностью укомплектованным английскими танками (в основном «Матильдами II»), стал 5-й мехкорпус в период ведения им боевых действий на Юго-Западном фронте в 1943 году.

Крепкий середнячок

«Матильды» нельзя признать верхом инженерной мысли, но скроены они были добротно. Пехотный танк Mk.II Matilda разрабатывался фирмой Vulcan Foundry, начиная с ноября 1936-го. Прототип испытали в 1938-м, и компания сразу получила заказ на партию из 65 машин, который быстро увеличили до 165. Для производства привлекли ещё несколько фирм, но Vulcan осталась генподрядчиком. Однако к весне 1940 года «Матильдами» удалось укомплектовать лишь один батальон 7-го Королевского танкового полка.

За время серийного выпуска внешний облик машины почти не изменился. Корпус состоял из литых (носовая часть, подбашенная коробка и корма) и катаных (днище, борта, фальшборта) броневых деталей, соединявшихся друг с другом гужонами (разновидностью винта с полупотайной или полукруглой головкой и с квадратом над ней, он после вворачивания срубается, т.е. соединение не предполагает разборки).

“На траки приходилось наваривать специальные металлические шпоры”

Башня – литая, цилиндрическая, поворачивалась с помощью гидравлического привода или вручную. «Матильда» стала первым танком, на котором был использован гидропривод поворота фирмы Frazer Nash Company, применявшийся для вращения стрелковых башен самолётов. Толщина брони корпуса колебалась в пределах от 14 до 78 мм, башни – от 20 до 75 мм. В передней ее части устанавливались 2-фунтовая пушка. В отечественной литературе можно встретить обозначение 40-мм, хотя два фунта – это 42 мм.

Некоторые специалисты считают, что в 1940–1941 годах «Матильда» имела самую толстую броню в мире и превосходила по броневой защите даже наш КВ. Ее могли «взять» только снаряды германского 88-мм зенитного орудия. Что касается пушки британской «леди», по бронепробиваемости она не уступала советской «сорокапятке» и, как и последняя, до лета 1942 года могла поражать все типы немецких танков.

На варианте Мk.II имелся 7,92-мм пулемёт «Виккерс» и телескопический прицел. На крыше командирской башенки монтировалась стойка для зенитной стрельбы из пехотного 7,7-мм пулемёта «Брен».

Часть танков оснащалась мортиркой для запуска дымовых мин калибра 101,6 мм. Боекомплект «Матильды» включал 92 артвыстрела, 3150 патронов (14 лент) калибра 7,92 мм, 2800 патронов (100 магазинов) для пулемёта «Брен» и 8 дымовых мин. Топливных баков – 2, общая ёмкость 225 литров. Запас хода по шоссе – 130 км. Суммарная мощность двигателей в 190 л.с. позволяла разгонять 26-тонный танк до 25 км/ч.

 

Источник

Система Orphus Просмотров: 36 | Добавил: АндрейК | Теги: танки, войны, история | Рейтинг: 0.0/0
поделись ссылкой на материал c друзьями:
Loading...

Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения редакции
Всего комментариев: 0
avatar





Форма входа
нет данных
Логин:
Пароль:

Полезные ссылки

Яндекс.Метрика

Поддержать проект:

Webmoney:

R233620171891 (Рубли) Z238121165276 (Доллары) U229707690920 (Гривны)



E-mail:admin@wpristav.ru

Курс валют
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Видеоподборка

00:02:32

00:03:11

00:01:31

00:07:50

Новости партнёров

Обратите внимание:




Мини-чат
Загрузка…
▲ Вверх
work PriStaV © 2019 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуетсяХостинг от uCoz