АВИАЦИОННЫЕ КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ: КТО ВПЕРЕДИ? - 11 Сентября 2019 - world pristav - военный информатор


Военные события и политические новости

Главная » 2019 » Сентябрь » 11 » АВИАЦИОННЫЕ КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ: КТО ВПЕРЕДИ?
08:56
АВИАЦИОННЫЕ КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ: КТО ВПЕРЕДИ?

Рубеж 2020-х годов авиационные средства поражения встречают на технологическом пике. Без крылатых ракет не обходится практически ни одна серьезная наступательная операция, а в разработку авиационного вооружения вкладывают все более значительные средства.

 

 

НА ПИКЕ ФОРМЫ

 

После успешного применения корректируемых бомб JDAM в США стартовала разработка боеприпасов нового поколения. Вместо авиабомб с комплектом стабилизаторов было принято решение снабдить самолеты ВВС США и стран НАТО особыми крылатыми ракетами, пуск которых можно проводить с безопасной дистанции, не опасаясь захода в зону ПВО противника.

 



Американская противокорабельная крылатая ракета AGM-158C LRASM

В результате пересмотра итогов ракетно-бомбовых ударов последних десятилетий американские разработчики пришли к выводу, что площадное поражение целей больше не составляет приоритетное направление работ. Кроме того, исходя из резкой смены вектора развития авиационных боеприпасов, они приняли решение о качественном и быстром переходе к выборочному поражению целей малыми силами и средствами.

 

Итогом этих работ стало серийное производство крылатых ракет AGM-158 JASSM. Однако долгое время этот тип ракет в боевых условиях не применяли – в большинстве случаев, таких как нанесение воздушных ударов по позициям боевиков в Сирии, авиация США использовала по-прежнему востребованные бомбы JDAM.

 


Практически сразу была создана версия ракеты с увеличенной дистанцией пуска и дальностью поражения целей. Для этого базовая ракета AGM-158 получила увеличенный топливный бак и модернизированный двухконтурный турбореактивный двигатель. В результате модернизации дальность базовой ракеты JASSM увеличилась до 975 км (против 390 у базовой версии), что позволяет авиационным соединениями ВВС США наносить удары по противнику максимально скрытно.

 


Однако первое боевое применение этих ракет оказалось связано с громким скандалом – несколько боеприпасов попали в руки сирийских военных после налета ВВС США на Сирию в апреле 2018 года.
По некоторым данным, ракеты упали в районе пустыни, их боевая часть и навигационные блоки с электроникой хорошо сохранились. Что стало причиной выхода нескольких ракет из строя, до сих пор неизвестно – американские военные и производители ракет официальной информации по этому поводу не дают.

 


Кроме того, под создание этих ракет переписали и стратегию боевых действий: в апреле 2019 года стало известно, что новая схема применения ВВС США предполагает «опережающее воздействие» на противника там, где его способность обороняться будет слабее. С целью усилить эффект от такого воздействия в начале мая 2019 года были опубликованы подробности о создании новой авиационной ракеты типа «воздух-поверхность», впервые испытанной в рамках программы CHAMP еще в 2012 году.

 


ВВС США уделили особое внимание этим ракетам сразу по нескольким причинам. В первую очередь, стало очевидно, что в условиях противостояния с технологически развитым противником простого огневого воздействия может оказаться недостаточно. Для того чтобы усилить эффект от ракетного удара по вероятному противнику, была создана и протестирована ракета AGM-86. Ее особенность – наличие импульсного электромагнитного излучателя, который способен парализовать работу электронных систем противника: от средств связи тактического звена до всевысотных обнаружителей из состава зенитных ракетных систем объектовой ПВО.

 


Для этой ракеты уже выбран и тип носителей. Носить под крылом огромные магнетроны, согласно имеющейся информации, станут стратегические ракетоносцы В-52. Эта информация лишний раз подтверждает догадки о «стратегическом» значении крылатых ракет этого типа. Прочие подробности о типе и мощности боевой части ракеты AGM-86 не разглашаются.

 


Кроме ракет с дальностью пуска до 975 км, существенных успехов в создании дальних и сверхдальних ракет у подрядчиков министерства обороны США пока не наблюдается. Программа создания таких ракет уже оформлена и выполняется, однако прорыва ожидают лишь к 2021 году. Сейчас над созданием сверхдальней крылатой ракеты для самолетов стратегической авиации трудятся Lockheed Martin и Raytheon. Крайний срок сдачи готового изделия – через два года.

 


Также американские производители продемонстрировали существенный прогресс в разработке противокорабельных крылатых ракет воздушного базирования. С целью удешевления разработки и наибольшей унификации новая ракета, получившая индекс AGM-158C LRASM, была создана на базе авиационных крылатых ракет AGM-158 JASSM. Известно, что этими ракетами в ближайшие несколько лет будут вооружены палубные истребители ВМС США, причем носителями спецбоеприпаса станут как самолеты F/A-18, так и истребители F-35.

 


Кроме того, в рамках испытательных стрельб ракеты были выпущены как из универсальных пусковых контейнеров Мк 41, так и с борта стратегического бомбардировщика B1B.

 


Из достоверных источников известно, что ракета создавалась в двух вариантах: дозвуковом и сверхзвуковом. В первом случае речь идет о максимальной дальности пуска в 910 км, во втором (за счет увеличения скорости и повышенной выработки топлива) дальность может составить не более 750 км. Средства поражения этого типа должны полностью закрыть потребность ВМС США в крылатых противокорабельных ракетах уже к началу 2020-х годов.

 


Самый серьезный проект, реализуемый в интересах ВВС США, – создание крылатой ракеты большой дальности JASSM-XR. Официально о программе разработки в США заявили в 2018 году.

 


Сообщалось, что дальность авиационной крылатой ракеты с бетонобойной проникающей боевой частью должна составить до 1600 км. Вероятно, одна из задач, которые будут поставлены перед средствами поражения этого типа, это ликвидация авиационных соединений противника – взлетно-посадочных полос, капониров для истребителей. Разработку ракет этого типа планируют завершить к 2023 году.

 

ЛИКВИДАЦИЯ ПРОВАЛА

В России значительное количество крылатых ракет удалось доработать во многом благодаря возрождению и кардинальному обновлению самолетов стратегической и дальней авиации. При этом отставание в разработке и серийном производстве изделий специального назначения пришлось ликвидировать с помощью испытаний в боевых условиях. Достоверно известно, что самолеты Ту-95 и Ту-160 из состава стратегической авиации применяли несколько типов стратегических крылатых ракет Х-101 с различным составом радиоэлектронного оборудования.

 

На сегодняшний день Х-101 представляет собой уникальное изделие, прямой аналог которому на Западе не создан до сих пор. Дальность пуска ракеты составляет более 5 тыс. км, что не только позволяет поражать объекты противника в оперативной, тактической и стратегической глубине обороны, но и лишает силы и средства ПВО возможности наносить упреждающий и ответный удар. При этом реальные характеристики изделия не указываются, и, по некоторым данным, версия ракеты Х-101 с ядерной боевой частью (носит индекс Х-102) может иметь увеличенный отсек для хранения топлива и переработанный турбореактивный двигатель.
Эти доработки способны значительно расширить дальность пуска ракеты – прибавка к дальности базовой версии ракеты может составлять до 40%.

 

Кроме того, с помощью новой элементной базы были кардинально обновлены средства поражения, разработанные и принятые на вооружение еще в СССР.

 


В частности, можно утверждать, что «вторую жизнь» получила крылатая ракета Х-55. В результате работ по переоснащению корпуса ракеты Х-555 новыми аэродинамическими поверхностями существенно снизилась ее заметность. При этом базовая версия ракеты значительно потяжелела – из-за размещения новых электронных блоков дальность крылатой дозвуковой ракеты снизилась до 2000 км (в базовой версии). Для наибольшей дальности пуска в 2500 км ракеты оснащают дополнительными конформными топливными баками.

 


Результаты опытно-боевого применения Х-555 в Сирии подтвердили заложенные в ракету характеристики – высокая дальность полета, малая радиолокационная заметность и минимальное КВО, которое составило 14 м.

 


В 2017 году стало известно, что на базе технологий и решений, полученных за время работ над крылатыми ракетами с низкой радиолокационной заметностью, российское МКБ «Радуга» создает перспективную субстратегическую крылатую ракету под индексом Х-50. Первые новости о разработке такой ракеты совпали с началом глубокой модернизации наиболее подходящих для таких средств поражения самолетов-носителей – Ту-160 и Ту-22М3. В ряде публикаций отмечалось, что после модернизации стратегические ракетоносцы Ту-160 будут нести до 12 ракет этого типа, а самолеты дальней авиации Ту-22М3М смогут принимать на борт до восьми ракет. Наиболее вооруженным при этом останется турбовинтовой стратегический бомбардировщик Т-95 – эта машина будет вооружена 14 ракетами Х-50.

 

Самая засекреченная из программ по созданию крылатых ракет воздушного базирования – ОКР по теме гиперзвуковой управляемой ракеты (ГЗУР). Говоря о гиперзвуковых ракетах такого типа, важно понимать, что обеспечение дальности в 1500–1650 км, затребованной военными, – это лишь первый, начальный этап в отработке программы. Ряд источников отмечают, что хотя на первом этапе ракета и создается как средство для борьбы с надводными целями, к середине 2020-х годов ГЗУР может получить так называемую «глобальную» версию. В отличие от современной ракеты, скорость которой ограничена отметкой в 6 М, «глобальная» ГЗУР должна комплектоваться переработанным гиперзвуковым двигателем и обладать увеличенной почти вдвое дальностью полета. Для применения этой ракеты, по сведениям источников в ОПК, потребуется более современное бортовое оборудование, которое с недавних пор устанавливается на модернизированные самолеты Ту-160 и Ту-22М3М.

 


Кроме того, существенных успехов удалось добиться и по экспортным направлениям. Главное достижение российской промышленности и специалистов по военно-техническому сотрудничеству – расширение сотрудничества с Индией в рамках программы BrahMos. К производимым противокорабельным ракетам с дальностью пуска до 300 км вскоре добавится версия с «расширенными» возможностями. Официальный представитель компании «Брамос» Правин Патак в июле 2019 года сообщил, что модернизированная ракета готова для проведения испытаний на увеличение дальности до 400+ км, а конечная цель – создание ракеты с дальностью пуска до 500 км.

 


Однако до сих пор неясной остается судьба одного из самых перспективных видов оружия – гиперзвукового ракетного комплекса 3К22 «Циркон», создаваемого для ВМФ России. В июле 2019 года стало известно, что гиперзвуковые ракеты этого типа не будут размещать на подводных лодках проекта 677. Изначально предполагалось, что «Циркон» может стать основным средством для подавления кораблей противника, а его носителями будут выбраны флагманы отечественного военно-морского флота – тяжелые атомные крейсеры «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов».

 


Позднее стало известно, что, кроме флагманов, носителями ракет «Циркон» станут и подводные лодки, создаваемые в рамках НИР и ОКР по теме под обозначением «Хаски». Многоцелевые АПЛ, равно как и надводные корабли, при этом должны будут получить универсальные пусковые контейнеры, которые позволяют применять сразу несколько типов ракет с одного носителя. Однако, прежде чем атомные крейсеры пройдут модернизацию, а головной корабль проекта «Хаски» будет спущен на воду, «Циркон» должны протестировать на уже введенных в строй кораблях.

 


В 2020 году первые стрельбы с новым комплексом могут провести на модернизированной АПЛ проекта 885-М «Ясень-М». Основываясь на утечках информации, можно сделать вывод, что к полноценному боевому развертыванию ракеты «Циркон», скорость полета которых может достигать 9 М, будут готовы не ранее 2023–2025 годов. Скорее всего, до этого времени комплекс пройдет полный цикл испытаний и проверок и лишь затем будет рекомендован к принятию на вооружение.

 


(НЕ)ПРОБЛЕМНЫЙ ГИПЕРЗВУК


Стоит сразу оговориться и отметить, что слухи о «нулевых» успехах в разработке гиперзвуковых крылатых ракет у американских специалистов сильно преувеличены. Да, действительно, гиперзвуковая ракета воздушного базирования, способная поражать надводные и наземные объекты, еще не создана, однако делать вывод о том, что военный гиперзвук в США не освоен, несколько неправильно.

 


К примеру, уже известно, что наземная система, состоящая из ракеты и пусковой установки и разрабатываемая компанией Raytheon с 2017 года, почти готова.

 


Безусловно, о полной унификации с ракетами воздушного базирования говорить рано, и скорее всего, ВВС и ВМС США запросят свои варианты гиперзвуковых ракет. Однако общий подход американские специалисты уже выработали – основу комплекса составляет управляемая маневренная планирующая гиперзвуковая боеголовка Common Hypersonic Glide Body (C-HGB), разработку которой ведут Сандийские национальные лаборатории (Sandia National Laboratory) при активном участии министерства энергетики США.

 


Еще на этапе согласования проекта было заявлено, что боеприпас будут создавать сразу для трех родов войск американских вооруженных сил – армии, ВВС и ВМС. Это может означать, что «глайдерный» тип боевого блока все-таки попытаются адаптировать для ВВС и обычных самолетов-носителей. Общий контроль над разработкой проекта осуществляет Агентство по противоракетной обороне.

 


Сознавая важность проекта и тот факт, что в России гиперзвуковые ракеты воздушного базирования уже созданы и протестированы, американские специалисты должны будут подготовить свое изделие в ближайшие три года.

 


В масштабе военно-технического соперничества три года не критичный срок – до глобального противостояния еще очень далеко, и пять лет, затраченные на цикл разработки и испытания, не играют большой роли.

 


Однако важно отметить и другое: сугубо авиационные проекты, например, такие как ракета X-51 разработки Boeing, были прекращены, и на данный момент их статус неизвестен. Вероятно, именно по этой причине все наиболее значимые контракты на разработку гиперзвуковых ракет отдали конкурирующей компании Lockheed Martin.

 


Уже известно, что в рамках программ Hypersonic Conventional Strike Weapon и Air-Launched Rapid Response Weapon разрабатываются сразу несколько типов ракет. Ожидается, что первые прототипы заказчик может получить лишь в 2021 году. Необходимо понимать, что крайний срок демонстрации прототипа вовсе не означает, что изделия будут сразу приняты на вооружение. Не исключено, что по итогам полигонных испытаний гиперзвуковые ракеты потребуют доработки. Поэтому наиболее вероятно, что американские ГЗЛА, которые планируют размещать на самолетах, появятся не ранее 2025–2030 года.

 

Автор Дмитрий Юров, военный обозреватель
Стратегии и технологии новый оборонный заказ. стратегии | 05 | 2019  58

Источник 

Система Orphus Просмотров: 49 | Добавил: Dashout | Рейтинг: 0.0/0
поделись ссылкой на материал c друзьями:
Loading...

Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения редакции
Всего комментариев: 0
avatar





Форма входа
нет данных
Логин:
Пароль:

Доставка грузов

Видеоподборка
00:13:23

00:05:17

00:03:19

00:01:31

00:41:46

Новости партнёров



Полезные ссылки
Поддержать проект:

Webmoney:

R233620171891 (Рубли) Z238121165276 (Доллары) U229707690920 (Гривны)




Яндекс.Метрика

E-mail:admin@wpristav.ru


Мини-чат
Загрузка…
work PriStaV © 2019 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуетсяХостинг от uCoz

▲ Вверх